МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Германа
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

КРАСОТОЮ СПАСЁМСЯ?

«Красота спасёт мир» Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно как обнадёживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Столь универсально оно на первый взгляд. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? Если вдуматься, в каком контексте появляется такое высказывание? И в строгом смысле, принадлежат ли Достоевскому именно эти слова?

Похоже, мы имеем дело как раз с тем случаем, когда, в силу широты употребления и кажущейся очевидности авторства, к первоисточнику давно уже никто не обращается и не отсылает. Но давайте всё же посмотрим, а как там, у классика?..
Начнём с того, что высказывания в привычном виде то есть «красота спасёт мир» у Достоевского всё-таки нет. Зато есть «мир спасёт красота» разница, на первый взгляд, не принципиальная. Однако обратимся к контексту. Эти слова произносит Аглая Епанчина, героиня романа «Идиот», и произносит их, так сказать, в списке запрещённых тем: « Слушайте, раз навсегда, не вытерпела наконец Аглая, если вы заговорите о чём-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасёт красота», то я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» («Идиот», Ч.4, гл.VI ). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер, и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается.
Посмотрим, какие представления о красоте и её силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: «Красота это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей», («Братья Карамазовы», Кн.3, гл.III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней это ключик к пониманию проблемы.
Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно чётко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишённая духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несёт в себе гибель, ведь в лучшем случае она лишь отблеск горней красоты, а в худшем от дьявола.
Вспомните слова Аглаи Епанчиной., когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота сила с этакою красотой можно мир перевернуть!» («Идиот», Ч.1, гл.VII) И что же, мир перевернулся? Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело её пристанище для мухи (любопытнейшая деталь!) Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым?
В то же время, Достоевский даёт ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876-1877 годов», т.е. десятью годами раньше «Идиота», он писал: «Христос 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера» (ЗТ-2, апрель 1876 г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасёт красота» всё равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н. Лосский заметил: «Красота спасёт мир» эта мысль принадлежит не только князю Мышкину («Идиот») (ещё одна ошибка! А.М.), но и самому Достоевскому». Видимо, с его легкой руки (точнее пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьёз верит, что худосочный «эталон красоты» на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.

Аля МИТРОФАНОВА

Hosted by uCoz