МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Нескучный сад 

Как преодолеть обиду

Почему обидчивость – грех, и как с ней бороться? Не будет ли считаться лицемерием продолжение отношений с тем, кто вас обидел, если душа ещё кипит?*

Пусть пройдёт время

Архиепископ Нижегородский ГЕОРГИЙ:
– В общении с некоторыми людьми я иногда чувствую внутренний дух неудовлетворения жизнью: солнце им не светит, ветер не дует и вода не течёт. А когда сравниваешь современную жизнь со временем открытых гонений за одно исповедование веры (после 1917 года), то начинаешь понимать, что наши скорби и проблемы несоизмеримо меньше, чем были тогда. И приходит внутреннее смирение – и слава Богу за всё, и грех роптать на свою жизнь. Вот в этой плоскости и надо относиться к собственной обидчивости.
Думаю, что в отношении того, кто обидел, поначалу не нужны особые знаки внимания, но хотя бы не противоречь этому человеку, относись ровно. А второе – пусть пройдёт время. Ведь дьявол как бы толкает одного человека на другого. И отвечая на агрессию агрессией, мы льём воду на мельницу дьявола. Если же мы приостанавливаем этот процесс, то «огонь» начинает угасать. Бывает и так, что тот, кто вас обидел, – духовно слаб и именно через него бес хочет ударить и выбить вас из христианского духа жизни. Посмотрите на это под таким углом зрения, и вам станет намного легче. И не забывайте пословицу – Бог терпел и нам велел.

Мы получаем заслуженно

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Духа Святаго Сошествия на Лазаревском кладбище:
В основе обидчивости лежит грех – саможаление и тщеславие. Человек обижается, потому что кто-то задел его самолюбие.
В то же время следствием обиды являются озлобленность и злопамятность.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет в первом томе своих сочинений, что однажды когда он творил Иисусову молитву, ему захотелось, чтобы его публично оскорбили. Вот так действует благодать – для духовно преуспевающего человека обиды даже в сладость. Гордым людям это непонятно, для нас обиды – это тяжесть. А для смиренных они в радость.
Бороться с обидой надо смирением. Когда человек считает себя грешным и достойным всех поношений и скорбей, то они его уже не задевают. Смиренный – как «Ванька-встанька», его невозможно уронить. Как его ни унижай, ни поноси, в какую грязь ни окунай, с него как с гуся вода. Потому что он пребывает уже в другом мире, и человеческие обиды его не касаются.
А только начинаешь сознавать некую правду в своей обидчивости, тут и возникает беспокойство. Но ведь наша правда – человеческая, она – ничто перед правдой Божией. Правда Божия – высшая справедливость, согласно которой ничего несправедливого не бывает, а значит, эту «несправедливость» мы заслужили. Как только признаем это и нашу человеческую правду отложим, то сразу всё успокоится, – и с Богом примиримся, и обиды забудем.
Как вести себя с обидчиком? Иногда бывает, что понудить себя на улыбку есть дело любви. Лицемерием это будет в том случае, если твои уста словно «мёдом намазаны», а за пазухой – камень. Совсем другое, если обидчивость проявилась в тебе по причине страстности, и ты каешься, сожалеешь, но справиться с этим не можешь. Поэтому остаётся налаживать отношения с человеком и понуждать себя на любовь, хотя бы с помощью доброжелательной улыбки. А понудишь себя на улыбку, потом постепенно и обида растает. Нужно помнить, что это труд – понуждение себя к миру и к любви. Иногда говорят: «Я в церковь хожу, только когда мне хочется», забывая, что евангельские заповеди должны соблюдать всегда, а не когда хочется. Нравится, не нравится, обижены мы или нет, но заповеди любви к ближнему никто не отменял.

Да, я толстый, он прав!

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного института св. Иоанна Богослова:
Обида – это способ манипуляции другим человеком, тем, кто вас обидел. Показывая другому свою обиду, вы можете вызвать у него чувство вины и использовать это в своих целях. А это грех. Грех ещё и в том, что мы осуждаем обидчика. А ведь, быть может, он не хотел обижать нас.
Чтобы победить свою обидчивость, полезно понять её природу, и здесь бывает нужна психотерапевтическая работа.
На бытовом уровне справиться с этим можно попытаться так:
1) Допустить, что люди, которые нанесли вам обиду, сделали это не по злому умыслу.
2) Принять этих людей такими, какие они есть.
3) Смириться с собой таким, каков вы есть. Например, вам говорят, что вы толстый. Нужно сказать себе: «Да, я толстый, что же тут поделать. Пока я ничего изменить не могу. Но это не повод, чтобы обижаться на другого, если он об этом сказал».
С обидчиком лучше всего общаться так же, как и прежде. Никакого лицемерия в этом нет. Ведь тот, кто обиделся, не в любви же объясняется. Открытость и дружелюбие выше обиды.

Подготовил Алексей РЕУТСКИЙ


Полный текст читайте на сайте журнала о православной жизни «Нескучный сад».

Hosted by uCoz