|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
На вопросы «ЛОГОСа» об обидах и прощении мы попросили ответить студентов Якутского государственного университета и филиала Байкальского госуниверситета экономики и права. В опросе приняли участие 137 человек в возрасте от 18 до 32 лет.
Первый вопрос: «Часто и легко ли Вы обижаетесь? Что чаще всего становится причиной обид?» показал, что
– большинство студентов обижаются только по «веским» причинам;
– треть опрошенных обижается по поводу и без;
– и только четыре человека никогда не обижаются, потому что находят это бессмысленным.
Однако, как выяснилось, под так называемыми «вескими» причинами респонденты чаще всего подразумевают самые что ни на есть бытовые мелочи: плохое настроение, косые взгляды, недопонимание, неудачные шутки и т.д. Причины посерьёзнее – предательство, грубая ложь, незаслуженные оскорбления – указали лишь единицы.
Самые «обидные» обиды, по признанию студентов, причиняют обычно родные и близкие люди. Перемены в поведении друзей, любимых, родных и людей, которые для нас что-то значат, переживаются куда болезненнее, чем хамство тех, кто нас не любит.
Если судить по ответам на вопрос: «Легко ли Вы прощаете обиды, примиряетесь? Как это обычно происходит? Что Вы для этого делаете?»,
– больше половины опрошенных считают себя людьми отходчивыми, незлопамятными и всепрощающими;
– каждый шестой студент крепко подумает, прежде чем простить обидчика в зависимости от тяжести обиды и личности обидчика;
– примерно столько же молодых людей честно признались, что простить и уж тем более примириться с обидчиком им бывает мучительно тяжело;
– четыре человека и вовсе никогда, никому и ничего не прощают.
Особый вопрос для студентов – примирение. Большинству обидчивых, как показал опрос, это понятие чуждо абсолютно. Инициативы примирения они ждут от обидчика, даже если мучаются при этом от собственной злопамятности. Другие и вовсе начинают выяснять, кто виноват, т.е. опять ссорятся, а некоторые готовы пойти на полный разрыв отношений и даже мстить.
Те же, кто не считает себя обидчивым, – таких, к счастью, большинство – стремятся первыми наладить контакт с обидчиком, заговаривают с ним, иногда на отвлечённые темы, идут на компромиссы. Десять человек и вовсе готовы сами просить прощения у обидчика, если того требует ситуация!
Каждый десятый студент ничего не предпринимает для примирения – либо выжидает, пока обида сама по себе не рассосётся, либо просто игнорирует сей факт, либо предпочитает инфантильно забыть про обиду.
На вопрос: «Просто ли Вам взять и обидеть человека? Способны ли Вы сделать это сознательно?» почти половина опрошенных ответили положительно. 36% за собой такого не замечали, у остальных это получается невольно, единицы признались, что обижать ближнего доставляет им удовольствие.
Сознательно обижает других каждый пятый респондент, некоторые – в ответ на оскорбления и издевательства. Кое-кто обижает других, потому что «они этого заслуживают».
«Трудно ли Вам признать свою вину и попросить прощения, если Вы понимаете, что обидели человека?»
Половина студентов ответили, что им совсем не трудно признать свою вину и попросить прощения. Одна третья часть с трудом могут признать себя виноватым и тем более извиниться. Совсем немногие признались, что, даже будучи виноватыми, они чаще отказываются сказать «прости» из-за собственной гордости и эгоизма.
Если верить ответам студентов, получается, что большинству из них легко обидеться, но и легко простить, легко обидеть, но и легко попросить прощения. И даже если всё так, эта радужная картина омрачается признаниями тех, кто тяжело переживает обиды и отравляет жизнь себе и окружающим. Надеемся, что этот номер «Логоса» поможет им разобраться в себе, научиться прощать и влиться в общую массу добродушных и незлобивых.
Фотиния и Дмитрий ПАВЛОВЫ.