МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Эрэл 

Евангелие от Матфея

18
21Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

О ДВУХ ДОЛЖНИКАХ

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, как нам следует вести себя по отношению к Богу и по отношению к нашим ближним, о нашей самой главной христианской обязанности: о том, как нам следует прощать обиды. В этой притче Господь рассказывает, как к некоему господину, царю, был приведён человек, который должен был ему огромную сумму, тысячу талантов, и тот простил ему весь долг, хотя должник, предчувствуя наказание, грозившее ему за непослушание, просил только лишь об отсрочке. Он умолял об отсрочке, а получил вместо этого полное прощение своего долга. И после этого он пошёл и стал требовать малый долг со своего соработника, не захотел его простить. Негодный раб был наказан, и Господь говорит нам: «Если каждый из вас от сердца не простит ближнему своему, то и Отец Мой небесный не простит вам ваших прегрешений». Так вот, надо – от всего сердца простить.
Часто, когда мы приходим на Исповедь, мы совершенно не понимаем, что такое милосердие Божие. Мы обычно представляем это как-то внутренне, но мерим по себе, по тому, как мы относимся ко всему в своей жизни, как мы привыкли подсчитывать собственные долги. И, приходя на Исповедь, думаем, что вот мы о каком-то грехе забыли сказать, про тот забыли, об этом мы не рассудили правильно. Мы думаем, что нам надо обо всём до мельчайших подробностей рассказать, как будто Исповедь – это перечисление грехов, что существует такая небесная бухгалтерия, которая всё подсчитывает, все наши словечки подберёт, до мелочей нас исследует, и если мы о чём-то забудем сказать, то нам прощения не будет.
А в этой притче Господь показывает, что прощает человеку по безмерному Своему человеколюбию, по Своей неизреченной милости, покрывает все наши грехи в полноте любви Своей, как просит и нас прощать – от сердца. Мы только просим возможности как-то духовно не умереть, а Господь нас уже прощает. Мы только просим возможности как-то встать на ноги, а Господь нас уже поднимает, и укрепляет, и даёт нам благодатную возможность не словами загладить свои прегрешения, не просто перечислением огромного количества грехов. Мы можем перечислять до бесконечности, потому что наши грехи – как песок земной, никогда мы не исчислим перед Богом всех наших прегрешений. Никогда мы не сможем на Исповеди как-то оправдать себя и не должны даже и рассчитывать, что когда-нибудь наступит такой момент, когда мы все наши грехи перед Богом выскажем и вздохнем свободно: «Ну, наконец-то отчитались перед Богом за всю нашу жизнь». Не получится такого. Мы на это не то что рассчитывать не можем, об этом и думать не должны. Потому что Господь прощает нас не по словам нашим, не по количеству того, что мы перечислили на Исповеди, а по тому, как мы готовы жить после неё.
Как мы дальше-то будем? Вот в чём заключается прощение и милость Божия: нам дают возможность обновить нашу жизнь, стать совсем другими людьми. Не выставляют нам счетов, ничего такого нет. Простил Господь. Помиловал Господь. Живи свободно, живи другим человеком. И вот уходим мы, подобно должнику. Нас простили – и хорошо. Как хорошо быть прощённым. Как хорошо быть свободным. Но продолжаем нести в себе всё то же самое и к ближнему своему относимся подобно евангельскому должнику, который был прощён, а сам стал требовать возвращения долга с других.
Часто бывает и так, что внешне мы как бы и прощаем, и у нас самих появляется ощущение, что мы вроде бы не храним обиды, не обращаем внимания на тех людей, которые нас обижают, но при этом бываем подобны тому молодому монаху, смиренно переносящему все обиды и оскорбления, который описан в книге прп. Аввы Дорофея. Авва Дорофей пошёл в один монастырь, чтобы подивиться молодому брату, успевшему преуспеть. И действительно: идёт молодой монах, его пинают, оскорбляют и досаждают, а он молчит. «Брат, как же ты успел так преуспеть? – спрашивает Авва, – Откуда у тебя такое глубокое смирение? Братья тебя обижают, а ты молчишь». «А что мне до них? Это же псы», – ответил монах.
И часто у нас так в жизни бывает. Мы просто высокомерно не обращаем внимания на обидчиков. Или по-другому бывает. Мы с человеком поссоримся, он нам досадит, нам больно, неприятно, обидно. И вот попросил у нас человек прощения, или даже не попросил, а вот так только внутри себя мы знаем, что человек переживает из-за того, что произошло. Но мы же знаем, что мы правы, и ждём, когда к нам придут, попросят у нас прощения, когда виноватый первый признает свою вину, чтобы мы с радостью, свысока, получив свой долг, простили. Но случается, что человек не приходит, тяжело бывает подойти, и мы начинаем как бы прощать его. «Ладно, я тебя забуду, – говорим мы в себе, – я тебя исключу из своей жизни. Я не буду о тебе думать плохо, но я о тебе вообще думать не буду, как будто тебя нет, как будто ты умер для меня». Вот такое бывает состояние наших душ очень часто, когда мы как бы совершенно не хотим никого видеть. Арх. Иоанн Шаховской писал в своём дневнике: «Нежелание видеть какого-то человека очень похоже на приказ его расстрелять». Он умер для нас, этот человек. А мы считаем, что мы его простили. Раз больше наше сердце не тревожит никакое злое чувство, никакая обида, значит, мы его простили.
А в сегодняшней притче написано – от всего сердца. От всего сердца мы должны простить наших обидчиков или тех людей, которые нам должны. Ведь мы прекрасно понимаем, как мы хотим, чтобы нас простил Господь. Мы же не хотим, чтобы Он забыл о нас. Мы не хотим, чтобы Он исключил нас из Своей Божественной жизни. Мы же не хотим, чтобы Он относился к нам как к каким-то низшим существам. Нет, мы хотим, чтобы Он нас как детей Своих простил, чтобы Он принял нас в Свою жизнь, чтобы любовно простил, во всей полноте. Мы хотим, чтобы мы в этом прощении могли по-сыновьи к Нему подойти, как дети приходят к родителям, чтобы прижаться и быть обласканными в этом прощении. Вот такого прощения мы от Него всегда ожидаем. И страшно мучаемся, когда не чувствуем такого прощения, когда мы его не получаем. И вот именно о таком прощении говорит эта притча. Именно о таком прощении говорим мы каждый день в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши…»
И на самом деле это есть закон нашей жизни: как мы прощаем, так же мы просим, чтобы и нас простили. Мы приговор себе читаем, каждый день себя приговариваем к страшным мукам, к таким, какие заслужил евангельский должник. Прости так, как мы прощаем. Если сказать эту фразу по-другому: не прощай нас, как мы не прощаем других.
Господь в этой притче ещё раз нам показывает, как мы должны прощать. Сил так прощать у нас часто нет, к сожалению. И хотелось бы простить, а чувствуешь в душе и злобу, и раздражение, и всё внутри переворачивается, так тяжело простить человеку, тяжело и невозможно. И вот только с Божией помощью это можно сделать.
На самом деле нет ничего сложнее, чем любить. Нет ничего сложнее, чем прощать. И без Божией помощи человеку это сделать невозможно. Не может человек так прощать, как прощает Господь, если Сам Господь не будет рядом. Поэтому мы должны каждый день умолять Его, чтобы Он нам дал возможность так суметь жить, чтобы простить своих ближних, чтобы не осудить никого, чтобы жить этим прощением. И только одно – возможность так прощать, может послужить нам возможностью войти в жизнь вечную и в Царствие Небесное. Аминь

Священник Алексей Уминский.


Эту и другие беседы и проповеди настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, духовника Свято-Владимирской православной гимназии, ведущего телепередачи «Православная энциклопедия», протоиерея Алексея Уминского можно найти на сайте храма: http://trinity-church.ru/nast.html.

Hosted by uCoz