|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
43Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. |
Евангелие от Матфея, гл. 5 |
Есть культуры, требующие: «Отомсти!», есть – требующие: «Прости!» Но лишь те, которые сформировались на основах христианских ценностей, призывают любить, благословлять и молиться за врагов и недругов.
Христос не только призывал к этому своих последователей, Он Сам в течение земной жизни не раз давал пример и любви к врагам, и молитвы за врагов. Представьте, какие страшные муки испытывал Господь, когда воины пригвождали Его ко кресту! А Он молился в эти, кажущиеся бесконечными, минуты: «Отче! прости им, ибо они не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Почему Христос это мог? Как молиться, как просить Бога, чтобы Он простил тех, кто причиняет страдание мне, а ещё хуже – моим близким, если (как минимум) хочется взять обидчика за грудки и потрясти его: «Да что ж ты делаешь?!»
Епископ Илларион (Алфеев) объясняет:
Мы должны помнить, что люди, которые делают нам зло или относятся к нам с неприязнью, не плохи сами по себе. Плох тот грех, которым они заражены. Ненавидеть надо грех, а не его носителя – человека. Как говорил святой Иоанн Златоуст, “когда ты видишь, что кто-то делает тебе зло, ненавидь не его, но диавола, который стоит за ним”.
…Священник очень часто наблюдает во время Исповеди, как грех реально отделяется от человека, когда тот в нём раскаивается. Мы должны уметь отрешаться от греховного образа человека и помнить, что все люди, в том числе и враги наши, и ненавидящие нас, созданы по образу Божию, и именно в этот образ Божий, в те зачатки добра, которые есть в каждом человеке, мы должны всматриваться.
Почему необходимо молиться за врагов? Это нужно не только им, но и нам… Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане Афонском говорит: “Ненавидящие и отвергающие брата ущербны в своём бытии, они не могут найти путь к Богу, любящему всех”. Это справедливо. Когда в нашем сердце поселяется ненависть к человеку, мы бываем не способны приблизиться к Богу. И до тех пор, пока это чувство в нас сохраняется, путь к Богу нам преграждён.
Каждый раз, приступая к Богу Живому, мы должны быть абсолютно примирёнными со всеми, кого воспринимаем как своих недругов. Православные, готовясь к Причастию, читают в особых подготовительных молитвах: «Первее примирись тя опечалившим». Без мира с ближним невозможно примирение, а значит, реальное соединение с Богом.
Но можно всё очень хорошо понимать и при этом быть совершенно бессильным хоть что-нибудь изменить в своём сердце. Что же делать, если не веришь в молитву? Молиться! В каждом молитвослове среди вечерних молитв есть одна, которая начинается так:
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче!
Би»игини абаа»ы к¹рээчч¼лэри уонна атаºастааччылары бырастыы гын, дьону таптыыр Айыы Тойон!
Каждый, кто хоть раз прибегал к помощи этих молитвенных слов, знает, что трудно только начать. Кажется, что молишься через силу, через «не могу». Даже глаза не смеешь поднять на иконы, за которыми – иной, Божий Мир. А потом незаметно начинаешь чувствовать, как сердце смягчается, уходит злость и уже не то что желание ответить исчезает, а жалость и сочувствие откуда-то появляются.
Впрочем, христиане знают, откуда. Невозможное человеку в нашей душе, по нашим молитвам, производит Бог. И всё преображается. Нет, обидчик не меняет своего отношения к нам, но наше отношение к нему, к ситуации, к жизни изменяется в корне. Моя обида тонет в потоке Божией любви, которой Господь со мной делится.
Попробуйте и вы испытать на себе удивительное действие этой молитвы. Надо только решиться помолиться, преодолеть себя. Слова молитвы как бы раскрывают те чувства, которые мы должны испытывать по отношению к обидчикам (если считаем себя христианами), и... – вот чудо – мы начинаем испытывать их!
Архимандрит Рафаил (Карелин) даёт ещё более конкретный совет. Молитесь так: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбче. Помилуй, Господи, рабов Твоих…» – и перечислите их имена.
Чем ближе мы становимся к Богу, тем меньше в этом списке имён остаётся. Дай Бог, чтобы, когда-нибудь у всех у нас список обидчиков оказался пуст. И пусть поможет нам в этом совет Христа:
25И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. 26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. |
Евангелие от Марка, гл. 11 |
Марина ГОРИНОВА