|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Вот часто ругают пресловутых «старушек» за то, что они делают замечания прихожанам. Но если бы вы знали, какое это наказание, когда роль приходского надзирателя берёт на себя мужчина. Есть у нас один такой, причём довольно молодой. Он ревностно следит за тем, чтобы всё было правильно и изводит окружающих придирками. Но больше всего, его, кажется, раздражает, когда женщины и даже бабушки(!) молятся на правой половине храма. Он специально встаёт так близко, чтобы бедная старушка не могла поднять руку для крестного знамения или поклониться и на осторожную просьбу чуть отодвинуться грозно заявляет: «Это мужская половина. Молитесь на женской». Мне всегда хочется ему сказать: «Мы же не в бане и не в парикмахерской», но не могу же я нарушать общее богослужебное благоговение – вокруг люди, они молятся. Я сама своё раздражение едва гашу, зачем остальным молитвенное настроение портить? Но мне всё же очень хотелось бы знать, прав ли этот благочестивый прихожанин? И как надо вести себя в подобной ситуации? |
Елизавета. |
Отвечает Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов):
Прихожане бывают разные, поэтому надо терпеливо относиться к немощам друг друга. Традиция такая, действительно, есть, но это не повод для того, чтобы во время богослужения делать замечания, тем более в резкой форме. Древний благочестивый обычай занимать разные стороны храма сохраняется сейчас большей частью в монастырях. Я бы посоветовал этому молодому человеку, чтобы не искушаться, не отвлекаться, вставать впереди, чтобы женщины оказывались у него за спиной и не мешали ему молиться. Но, хочу заметить, его молитва не будет принята Господом, пока он не примирится душой с окружающими. Мы должны приходить в храм с умиротворённым сердцем и стремиться к умиротворению. Дело не в правде и не в исторически сложившемся правиле о платках и юбках, а в том, чтобы обрести и сохранить мир. За внешней формой мы часто прячем отсутствие любви.
Отвечает иерей Сергий Клинцов, настоятель Свято-Преображенского собора г. Якуска:
Этот ревностный и супер-благочестивый прихожанин может только думать, что он прав. Его поведение, вероятно, обосновывается тем, что он начитался православной литературы внешнеобрядового характера, а внутреннее содержание Православия он узнать не успел или не захотел.
Да, действительно, с древних времён существовала практика разделения храма на женскую и мужскую половины. Основанием для этого было признание человеческой немощи. Чтобы мужчины и женщины не отвлекались от молитвы и не засматривались друг на друга. Хотя, даже тогда, когда в древних восточных культурах (как теперь в мусульманских) существовало более жёсткое, чем в наше время, разграничение сфер жизни представителей обоих полов, молодого мужчину вряд ли могла смутить бабушка.
Об этом правиле нигде не сказано в Священном Писании, поэтому оно является совсем не принципиальным в духовной жизни человека. Тем более современного, окружённого в повседневной жизни не закутанными в покрывала, а голопузыми и голоногими девушками и женщинами. Это древнее уставное требование в современном мире потеряло всякий смысл, а потому редко где исполняется. Тем более, что количество мужчин и женщин в наших храмах, к сожалению, пока очень разное.
Если же кому-то из нас не нравится человек, стоящий рядом, давайте брать пример с мытаря, который, молясь, не смел даже поднять глаза, и только повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Пусть взявший на себя роль «церковного надзирателя» поймёт: главное – в единстве, а во второстепенном (к чему относится данная ситуация) должна быть свобода. Но и это теряет всякий смысл, если над всем не стоит ЛЮБОВЬ.