МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 ЧП 

Хватит крови!

Уважаемая Ирина Александровна, здравствуйте!
Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)? Мы что в критические дни становимся хуже мужчин?

Маргарита.

Отвечает иерей Роман Матюков. Храм Новомучеников и Исповедников Российских, г. Алдан:
Дело здесь совсем не в чистоте или нечистоте, а в крови. Мы помним из Библии, как происходило богослужение в ветхозаветном храме: неотъемлемой частью службы была жертва. На большие праздники жертвенные животные закалывались тысячами, священнослужители ходили около жертвенника по щиколотку в крови и были похожи скорее на мясников, чем на священников. После Распятия и Воскресения Христова Церковь решила: хватит крови! Жертвенные животные были только символом, прообразом Жертвы Христовой. Отныне в храме будет только одна кровь – Христова, кровь в Евхаристической чаше. Именно поэтому даже священник, если он, скажем, порезался или у него носом пошла кровь, должен выйти из алтаря в притвор, а если нужно, то и остановить богослужение. Так что это ограничение касается как женщин, так и мужчин, и дело здесь не в какой-то особой женской «нечистоте».

Отвечает диакон Андрей Кураев, доктор богословия, профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института (по книге «Женщина в Церкви», М., 2004, в сокращении):
<…> Библейская позиция в этом вопросе неоднозначна. С одной стороны – ветхозаветные констатации женской нечистоты в женские дни, с другой – евангельское повествование о том, что «кровоточивая жена» коснулась Христа и получила искомое ею исцеление.
И в церковной практике: с одной стороны, часто приходится слышать, что женщине в «дни нечистоты» нельзя прикасаться к церковной святыне, с другой – если женщина тяжко болеет и умирает и при этом она находится в своём «женском» состоянии, священник совершенно спокойно должен её причастить высшей Святыней. Также считается и допустимым и необходимым причастить роженицу, если та умирает (хотя обычно её держали бы вдали от Чаши в течение 40 дней). <…>
Но опять церковная позиция очевидно меняется – без официальных постановлений и громких дискуссий, «само собой». В епархиальном управлении не составляют графика явки сотрудниц на работу в зависимости от их физиологических циклов. В регентских и иконописных отделениях семинарий приход «критических дней» также не воспринимается как уважительный повод для пропуска занятий, спевок или служб.
И это – просто потому, что произошла гигиеническая революция. В былые века не было ни душа, ни нижнего белья. Мне одна старушка рассказывала: бывало в её девические года, когда мало кто из молодых да голосистых решался открыто петь в храме – поют они на клиросе, так у них ноги буквально к полу прилипают от стекавшей вниз крови. <…>
Итак, с одной стороны, традиционная церковная позиция вполне резонна. Но при этом она не является древнейшей.
«Апостольские постановления» – памятник, дошедший до нас чрез св. Климента Римского, т.е. от третьего столетия, – гласит в разделе «Ереси»: <…> «Если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдёшь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святый, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность. <…>
И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин... Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив, исцелив её, сказал: вера твоя спасла тебя» (Постановления святых апостолов. 6, 27 – 30). <…>

Отвечает Павел, патриарх Сербский (в сокращении):
Ещё в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити к Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душою и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф. 9, 20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдёт и она не очистится. <…>
В Ветхом завете у евреев женщина, которая имеет истечение крови, текущей из тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев. 15, 19). <…> И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии.
В Новом завете на этот предмет смотрят по-другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворённые Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы «не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, ...по необходимости естественной». <…>
В духе приведённого евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает её ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса женщина так же, как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию. Но ещё больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр. 3, 4).
Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освящённую воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или некрещёная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника.

Hosted by uCoz