МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Небесное отечество 

ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ – СВЯТАЯ

Что такое идеальная семья? Встречались ли вам такие? Бывают ли они вообще? Многие из тех, кто близко знал семью последнего русского царя Николая II, считали её именно такой.
Николай Александрович и принцесса Алиса поженились по глубокой любви. В любви родились четыре их дочери и сын. В любви они жили и воспитывали детей, любящих своих родителей и друг друга. И умерли в один день. Все. Страшно. Но достойно – простив своих врагов.

РОДИТЕЛИ – ПРОТИВ, ЛЮБОВЬ – ЗА

В 1884 году, когда Николаю II было 16 лет, он впервые увидел двенадцатилетнюю принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую. С этого момента между ними возникла взаимная симпатия и дружба. Но лишь в 21 год Николай попросил у родителей благословение на брак. Ответ Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён России, а жену мы ещё успеем найти». Семья принцессы Алисы тоже не поощряла их брачные планы.
Но молодые люди были верны своей любви, и в 1894 году состоялась их помолвка. После свадьбы Аликс оставила в дневнике супруга запись: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».
Через год после женитьбы у них родилась дочь Ольга, затем с интервалом в два года ещё три – Татьяна, Мария и Анастасия, и в 1904 году появился долгожданный сын Алексей. Радости родителей не было предела. Но уже через шесть недель стало ясно, что царевич серьёзно болен. По материнской линии он унаследовал тяжёлую болезнь гемофилию – нарушение свёртываемости крови.
В жизни царской семьи это было не первое и далеко не последнее испытание. Как будто предчувствуя будущее, Александра Фёдоровна писала в дневнике: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все её скрытые до этого богатства». Им пришлось пережить болезни, разлуки, злые сплетни светского общества, измену русского народа, жизнь в заключении, но даже на краю гибели они сохранили свою семью. Полковник Кобылинский, проверявший почту арестованных монархов, писал: «Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

О ВОСПИТАНИИ

В нынешней России на одну семью приходится полтора ребёнка. Детей не хотят рожать и не хотят воспитывать.
А русская императрица, мать пятерых детей писала: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей... Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде... Жизнь приобретает более глубокий смысл… Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты». Нет, ни она, ни муж не были эгоистами и соответственно воспитывали своих детей.
Многие сегодня видят родительский долг в том, чтобы дать чадам максимум материальных благ и престижное образование. Александра Фёдоровна сама нянчила и дочерей, и сына, сама руководила их воспитанием и образованием. Великие княжны, как в своё время их отец, воспитывались по-спартански, соблюдали чёткий режим дня. Спали в двух больших хорошо проветриваемых комнатах на жёстких походных постелях без подушек. Каждый день начинался с холодного купания. Государь и государыня приучали своих дочерей к физической работе и рукоделию, они никогда не сидели без дела.
В дневнике царицы есть такая запись: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу... Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
Из-за частых приступов болезни маленький царевич был склонен к капризам, но родители нашли в себе мужество отказаться от гиперопеки и не потакали всем его прихотям. В результате Алексей вырос простым и весёлым. В нём совершенно отсутствовало показное самодовольство тем, что он – наследник. Один из учителей говорил: «В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты».
Все сёстры несмотря на личную самостоятельность и различие темпераментов были добры и отзывчивы. В военное время они вместе с Александрой Фёдоровной прошли курс сестёр милосердия и все поступили рядовыми хирургическими сёстрами в лазарет при Дворцовом госпитале. Участвуя в операциях, они подавали инструменты, обмывали и перевязывали гангренозные раны, стойко вынося все запахи и ужасные картины военного госпиталя. Вставали рано, ложились часто за полночь.
«Наши девочки прошли через тяжелые курсы для своих лет, и их души очень развились... – писала императрица мужу. – Они делили все наши душевные волнения, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами, так что это очень им поможет позднее в жизни. Мы одно, а это, увы, так редко в теперешнее время».

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Как проводят досуг современные дети? Их занимают мультфильмы, компьютерные игры, вместе с родителями они ходят в кино, цирк, реже – на природу.
Государю не хватало времени на общение с детьми, но в редкую свободную минуту он отдавал себя детям полностью: читал им художественные книги, гулял, играл. Государыня считала, что «детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, весёлыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».
Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Часто они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, например, организовывали домашние театральные постановки. Большой радостью были для царских детей летние поездки в финские шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать.
Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осёл Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. Эти забавы формировали жизнерадостность и укрепляли дружбу детей с родителями.

ССОРЫ

Бывают ли в вашей семье ссоры и споры? Как вы улаживаете их?
Учитель царских детей Пьер Жильяр писал: «Трудно было найти четырёх сестёр, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплочённых дружбой», тем не менее, и в царской семье возникали конфликты. Но решались они весьма оригинальным способом – члены семьи писали друг другу письма.
По их переписке можно догадаться и о ревности Марии по отношению к старшим сёстрам, и о детском соперничестве между Ольгой и Татьяной. Мать постоянно была в курсе отношений между детьми и всегда старалась направлять их.
Но взаимопонимание давалось не просто. Вот что однажды написала Александра Фёдоровна мужу: «…Такое полное одиночество… У детей при всей их любви всё-таки совсем другие идеи, и они редко понимают мою точку зрения на вещи, даже самые ничтожные; они всегда считают себя правыми, и, когда я говорю им, как меня воспитали и как следует быть воспитанной, они не могут понять. Только когда я спокойно говорю с Татьяной, она понимает…»
Но вот что сама Татьяна – «образец послушания» – пишет в записке к матери: «Моя дорогая, родная, милая Мама. Я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом чувствую себя такой грустной и несчастной... Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее... Пожалуйста, напиши мне только одно слово, что ты меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит тебя Бог всегда и повсюду…»
Каковы же должны быть мудрость матери, её терпение и такт, чтобы у дочери-подростка с сильным самостоятельным характером в период «переходного возраста» излилось из-под пера такое трогательное и искреннее письмо-покаяние в обыкновенном подростковом упрямстве?!
Николаю II было нелегко справляться с живыми по характеру княжнами и с шалуном цесаревичем. С.Я.Офросимовой довелось однажды наблюдать в храме такую картину: «Стоя вместе с государем на возвышении, цесаревич иногда оборачивался к солдатам и строил им такую уморительную гримасу, что по рядам солдат проходил шорох от сдерживаемого смеха, на который государь озабоченно оглядывался, чувствуя, что цесаревич шалит, но на его обеспокоенный взгляд цесаревич отвечал такой серьёзной и невинной миной, что государь успокаивался».
Но, хотя поведение Ольги Николаевны иногда огорчает мать, и «Мария в дурном настроении ворчит всё время и огрызается», и юная Анастасия порой шаловлива не в меру, для отца и матери они всё равно милые девочки. И даже царевич Алексей, которого в раннем детстве очень жалели, всегда был послушен родителям, несмотря на склонность к проказам.
Царь и царица не боялись лишний раз приласкать детей. Откроем наугад любое письмо Александры Фёдоровны к ним: «Целую и благословляю тебя нежно. Да хранят твой сон святые ангелы», «Нежно благодарю тебя за твое милое письмецо», «Моя дорогая малышка» и т.д. И дети в ответ находят для матери и отца самые ласковые слова. Доброе отношение старших рождало потребность в послушании.

ОСНОВА ЖИЗНИ

Что же давало силы прощать, помогало примиряться, укрепляло взаимную любовь? Что лежало в основе семейного счастья? Вера в Бога, любовь ко Христу.
О религиозности государыня думала так: «В некоторых домах всегда какая-то мрачная атмосфера. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, – солнечная и радостная».
Царица писала в дневнике: «Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена».
В семье любили церковь. Вели активную церковную жизнь: молились, ходили на службу, исповедовались, причащались. Их вера была не только внешней, но и внутренней. Александра Фёдоровна наставляла одну из дочерей: «Изо всех сил старайся быть как можно лучше, терпеливее и любезнее, во время святого поста серьёзно вслушивайся в прекрасные молитвы в церкви».
Родители сами жили в постоянном предстоянии перед Господом и учили детей каждую минуту чувствовать присутствие Бога. «Ольга, дорогая, – пишет императрица, – в комнате я или нет, ты всегда должна вести себя одинаково. Это не я за тобой смотрю, а Бог всё видит и повсюду слышит, и это Ему мы должны в первую очередь постараться понравиться».
Но, главное, они старались исполнять заповеди Христа, основная из которых –любовь к ближнему: «Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно... Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения».
Николай II требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах. Н.Д.Семёнов-Тян-Шанский вспоминал: «После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер и их разбрасывало; его величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать», – и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять их».
С.Я. Офросимова пишет: «Однажды государь приехал в лазарет, в котором работали великие княжны. Сев у постели одного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его, всем ли он доволен и хорошо ли за ним ухаживают.
– Так точно, ваше величество, всем доволен; прямо хоть и не поправляйся, – ответил раненый. Но потом, что-то вспомнив, добавил: Вот только, ваше величество, сёстры малость забывчивы… Намеднесь дал я вот этой сестричке… вот что там стоит, весёленькая такая… курносенькая… дал я ей десять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несёт…
– Ольга, – позвал сестру государь, – что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принести и забыла.
Великая княжна потупилась.
– За это вели купить ему на рубль.
Бедный солдат после этого целый день всё охал:
– На кого пожаловался-то?.. На царскую дочку… Господи, грех-то какой!..»
Кого из нас, не царских детей, учили такому милосердному отношению к людям?

КАКОВЫ РОДИТЕЛИ, ТАКОВЫ И ДЕТИ

Наверное, большинство претензий современных родителей к своим детям мало обоснованы. Кто из них может поставить свою жизнь в пример?
Между тем, в дневнике императрицы есть такие строки: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». Как истинные христиане, царь и царица вели постоянную борьбу со своими недостатками и потому знали, что и как сказать детям в каждом конкретном случае.
В письме к подруге царица пишет о государе: «Громадного напряжения воли стоит ему подавлять в себе вспышки гнева, присущие всем Романовым. Он преодолел непреодолимое: научился владеть собой». Но и сама царица, имевшая вспыльчивый характер, искренне раскаивалась в этом, она наставляет дочь: «Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится... Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко всё переживаешь, и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог. У меня было столько всяких историй с моей гувернанткой, и я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права, только потому, что я моложе и быстрее могла подавить свой гнев. М. такая хорошая и преданная, но сейчас она очень нервничает... Старайся всегда ей сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе будет легче терпеть».
Дети сострадали больной матери, жалели её. На примере собственной болезни государыня учила их терпению и смирению перед волей Господа: «Когда Богу будет угодно, чтобы пришло время мне поправиться, Он поможет мне, но не раньше. Он знает, почему послал мне эту болезнь, и мы должны быть уверены, что это к лучшему».
Главное, чему научили царственные родители своих детей на личном примере – это любви к Богу, к ближнему и прощению. На пороге смерти, из заключения Ольга передала в письме слова государя: «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, т.к. он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
В ночь на 17 июля 1918 года решением Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов вся семья была зверски убита. В 2000 году царственные мученики были прославлены Русской Православной церковью в лике святых.
Но ещё раньше христиане стали обращаться к ним в молитвах за помощью в семейных нуждах.
Святые царственные мученики, молите Бога о нас!

Екатерина СОФРОНЕЕВА

Hosted by uCoz