|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
«Сейчас совершается то, о чём говорил апостол Павел: «В последние дни... люди будут надменны, злоречивы, родителям непокорны», – говорит протоиерей Димитрий Смирнов. – Если побеседовать с учителями, которые долго работают, то они говорят, что, действительно, нынешние дети совершенно другие. И даже если всю жизнь посвятить тому, чтобы воспитать своё дитя, это оказывается трудно, потому что окружение просто страшное».
|
<…> Что случилось с детьми американскими, австралийскими, французскими, русскими, татарскими? Почему в них во всех идёт один и тот же процесс? Почему так быстро падает нравственность? Нравственность эпохи Пушкина ненамного выше нравственности эпохи Некрасова, а теперь мы каждые десять лет наблюдаем такие провалы, что просто удивительно. Взять, допустим, пьянство. Статистика говорит, что в 50-м году пили в 10 раз меньше, чем в 65-м году. Это один грех, а остального лучше не касаться, об этом даже говорить срамно и стыдно. У детей нет доброго примера. Вот ребёночек лежит в колясочке, ножками, ручками сучит, и, конечно, он не пьяница, не наркоман, он не злодей, не хулитель, не матерщинник, не вор. И даже если папа у него разбойник, а мама тоже оставляет желать много лучшего, он всё равно ребёночек, он ангел. Душа у него чистая, хотя есть, конечно, и склонность ко греху, как у всякого человека.
Но вот ребёнок попадает в атмосферу нашего мира, и что он видит? Он растёт среди ругани, склок, взаимных обид и постоянного вранья. Ребёнок выходит на улицу, и что он слышит? Уже в песочнице начинаются всякие баталии, один у другого ломает. Мать говорит: «А ты ему наподдай, а ты с этим не водись». Если детки постарше, то только и слышишь: дура, дурак. Причём такими голосами ужасными, что думаешь: дети ли это? Вот включает ребёнок телевизор. Какие нравственные качества там прививают, что показывают? Кино про любовь? А в чём эта любовь выражается? В одном блуде. И так весь мир, всё, чем ребёнок окружён, – и книги, и отношения между ребятами в школе, и в семье, – направлено на то, чтобы его развратить и убить в нём святость. Куда ему, бедному, деваться? От церкви его всячески ограждают, а если он туда всё-таки придёт, тут же какая-нибудь тётка на него налетит: куда встал? не трогай... И его сердце впитывает одну только злобу, зависть, раздражение, одно только хамство, одну ложь. И, конечно, сердце не выдерживает; он становится злым, замкнутым, уходит в дурные компании. А потом, конечно, начинаются и табак, и выпивка, и наркотики, дальше блуд, ну, а потом уже и тюрьма. А глядя на него, лежащего в колясочке, разве подумаешь, что в 17 лет он сядет за воровство? Да нет, и в голову не приходит.
Поэтому родители, если они действительно хотят воспитать ребёнка, должны создать дома атмосферу рая, чтобы, где бы он ни был, что бы он ни делал, он сравнивал жизнь в миру и жизнь дома как ад и рай. Чтобы ему дома было хорошо, чтобы там была атмосфера любви, покоя, терпения, смирения, кротости, молитвы, милосердия. А у нас как получается? Некоторые родители детей заставляют молиться насильно, ругаются, кричат; они думают, что так можно что-то доброе привить. И в результате одно упоминание о Боге вызывает муку у ребёнка. Некоторые раз в году ребёночка в храм приведут, скрутят его, он орёт, вырывается. Во что бы то ни стало причастить! Ну и что? Он о церкви будет только с ужасом вспоминать. <…>
Если мы хотим, чтобы наш род продолжался, вера наша не угасла, чтобы наши дети, внуки, правнуки, праправнуки тоже пришли ко Христу, мы должны являть пример христианской жизни хоть в чём-то, мы должны разительно отличаться от мирских людей, но не лицемерно, не маску на себя какую-то надевать, потому что ребёнка обмануть нельзя. Дети, в силу своего ангельского состояния, существа прозорливые, им открыты духовные вещи, которые для взрослых давно закрылись через их грех. Поэтому они прекрасно чувствуют людей, отношения, прекрасно понимают ложь, лицемерие,.. не умом, а непосредственно душой. Поэтому единственный способ воспитать правильно детей – начать воспитание с самих себя. И если этого не произойдёт, то никакие уговоры, крики, наказания, колотушки ничего не дадут, и мы всю оставшуюся жизнь будем смотреть на своего ребёнка и, как в зеркале, видеть самих себя. Всё, что в нас есть, – всё это будет и там, смотри и любуйся. А это очень тяжело и мучительно. Почему Господь так устроил? Потому что иначе нас ничем не проймёшь!
Да, детей своих мы любим и желаем им добра, но ведь каждый родитель лепит своего ребёнка по образу своему и подобию, поскольку, кроме самого себя, он ничего не знает... Воспитание заключается не в нравоучениях, не в том, чтобы говорить, как надо делать, а в том, чтобы это показывать. И здесь нам пример – Сам Господь Бог. Он ведь нас не заставляет, ни к чему не принуждает, Он просто показывает, какая красота – создание Божие. Всё, что ни создал Господь, всегда прекрасно и всегда совершенно. <…> А ведь жизнь земная – жалкое отражение жизни небесной. Вот так Господь нас зовёт к красоте.
Христос никого в Царствие Небесное не загонял, Он просто рассказывал. Кто хотел – тот принял; кто не хотел – тот не принял. Господь уважает свободу человека. И воспитание может быть сопряжено только с уважением свободы, а не с подавлением человека. Нужно обязательно уважать своё дитя, потому что без этого не может быть любви, а только проявление самолюбия, собственный эгоизм и желание задавить человека и сделать его таким, каким ты хочешь. Это не значит, что не надо ребёнка наказывать, не надо ни к чему принуждать: пусть, мол, растёт. Нет, нужно и наказывать, и принуждать, но наказание должно быть сопряжено с любовью, как это и Господь делает. Он ведь нас тоже наказывает, но таким образом, чтобы мы из этого сделали выводы, поняли сами. Поэтому многие из нас уже в зрелом возрасте или даже в старости начинают кое-что понимать: почему то произошло, зачем это случилось... Если человек приходит в храм первый раз и думает: «За что же это мне?» – то когда он приходит в сотый раз, он уже знает, за что. И начинает понимать, что ему надо в себе исправить, чтобы в дальнейшем не повторялось то же самое.
<…> Мы должны детей своих Богу посвящать, мы должны трудиться над тем, чтобы их Дух Святой посетил, должны стараться привить им святость, показать, открыть им красоту небесную. <…> Можно, конечно, настроить стадионов, устроить всякие кружки, секции, изостудии, музыкальные школы. Но это ничуть не спасёт, это будет лишь временное отвлечение некоторой группы детей от их бесплодного времяпрепровождения. Только благодать Святого Духа может оградить от зла. Вот, например, дети в богатых странах имеют всё: и стадионы, и дискотеки, и деньги, и любую одежду, что угодно, но на нравственности это не отражается никак. И нашим детям можно всё дать, всё построить, но доброты, любви, смирения, кротости, терпения, благодати не прибавится от этого ни на йоту. Думают, что детям, кроме подъезда, больше негде быть, а вот мы построим клубы – и они сразу станут хорошие. Это безумная надежда. <…> Преступления начинают совершать очень богатые люди, дети весьма обеспеченных родителей. И мы часто читаем в газетах: министр такой-то проворовался. Казалось бы, ну куда ему ещё, и так всё есть. А почему? Потому что никакое благополучие житейское не прибавляет нравственности, а только благодать Святого Духа. И вот над этим надо нам трудиться. Тогда наш род не оскудеет благодатью Божией, а, наоборот, можно будет надеяться, что наши дети ещё приумножат то, что и мы успели в своей жизни стяжать. Господи, помоги!
Протоиерей Димитрий Смирнов
*Печатается по статье «ПРАОТЦЫ, ОТЦЫ И НАШИ ДЕТИ». – Православная беседа. – №1. – 2004.