|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Мы не смогли подвести итоги конкурса на лучший вопрос в прошлом учебном году. С удовольствием делаем это в наступившем. Поскольку все победители прислали свои вопросы по электронной почте, мы просим их связаться с редакцией тем же способом. Лучшие вопросы задали:
Михаил (№ 6 (10) 2004): «Если Бог такой хороший, почему в мире есть несправедливость и боль? Что человек должен знать о Боге? В какого Бога верят христиане?»
Пётр (№ 6 (10) 2004 ): «Порой приходится сталкиваться с отождествлением православия и «русскости». Это напрягает. Вот говорят: «Стань русским, стань православным». А если я – якут? Мне что, тоже русским надо становиться?»
Анна (№ 1 (11) 2005): «Мои родственники – язычники, они и слышать не хотят о Христе, но люди очень хорошие, добрые, я сама у них учусь тому, как надо относиться друг к другу и к другим людям. Как мне, христианке, быть? Как убедить их, что они по сути уже христиане, как рассказать об истинной вере и не поссориться?»
Капитолина (№ 12, 2005): «Моя подруга убеждает меня, что обращаться к гадателям и целителям – это грех. Но я ведь не к любому экстрасенсу иду, не к любой гадалке. Если мне объясняют, что они переводят болезнь на деньги, потом выкидывают их в окно, и тогда моя боль переходит к тому, кто их подобрал, я от таких сразу ухожу. И принимаю помощь только у тех, на ком вижу крестик, у кого иконы в доме, свечи горят, кто ходит в церковь. Я знаю одну старушку, она чужие болезни на себя принимает, сама страдает ради того, чтобы ближнему помочь, и денег не берёт. Если только кто-то мешок картошки принесёт, например, но даже это не обязательно. Неужели и её дар – не от Бога, ведь она Богу молится?»
Конкурс на лучшие вопросы в новом учебном году продолжается. Вы можете задать их по своему желанию:
1. Иеромонаху Серафиму (Рошке), кандидату богословия (г. Мирный);
2. Саргылане Афанасьевне Леонтьевой, богословскому редактору НИУ «Института перевода Библии»;
3. Священникам наших якутских церквей;
4. Ирине Александровне Дмитриевой, кандидату философии;
5. Андрею Заякину, аспиранту физфака МГУ.
Пишите нам, присылайте вопросы по электронной почте: logos-ygu[at]yandex.ru, только не забывайте оставлять свои координаты.
- Здравствуйте, «Логос»! Недавно в одном из журналов прочитала странный, на мой взгляд, отрывок, касающийся темы греха. Привожу его полностью, чтобы ничего не переврать:
|
С уважением, Елена, г. Якутск. |
Уважаемая Елена, прежде чем предоставить слово священнику для ответа на вопрос о грехе, я хочу высказать своё удивление и даже крайнее недоумение вот по какому поводу. Ну скажите, если у человека появляется интерес к истории, разве он изучает её по историческим романам? Если его заинтересовала физика Вселенной, разве он начинает читать научную фантастику? Если он увлёкся астрономией, разве он идёт послушать соседа, вчерашнего троечника, любящего за пивком поразглагольствовать о законах мироздания? Почему же Вы, желая познать законы духовного мира, открываете «мурзилку», а не Евангелие, не творения святых отцов Церкви, не книжки наших современников, являющихся безусловными духовными авторитетами для образованных и здравомыслящих людей – митрополита Сурожского Антония (Блума), профессора Алексея Ильича Осипова, профессора диакона Андрея Кураева и т.д.?
Ну мало ли сегодня авантюрного склада «писателей», обременённых бурным или даже болезненным воображением? Не будем же мы спорить с теми, кто изливает со страниц журнальчиков и газетёнок (уважаемые и уважающие себя издания такого рода опусы не печатают) свои бредовые идеи. Вот у нас «Эхо столицы» публиковало многосерийный «духовный» вздор гражданина «Светлого» (любимое занятие тёмной духовности рядиться в светлые одежды); или «Якутская газета» перманентно изощряется во всякого рода инсинуациях по поводу христианства; или «Якутск вечерний» поражает своих читателей своими «открытиями» в области религии. Что с этим делать? Не спорить же?! – Не читать! Нелепо, глупо, бессмысленно людям, для которых поиск Истины стал смыслом жизни, вести дискуссии с теми, кто «работает» в другом жанре – оккультизма, фантастики и развлечений. Впрочем, учёные, не оставляя своих научных споров, вынуждены объединяться против лженауки, наступающей на них со страниц таких вот массовых изданий. Но парадокс в том, что настоящих-то учёных в «мурзилки» не пускают. И настоящих богословов тоже. |
Ирина ДМИТРИЕВА. |
Отвечает иеромонах Серафим (РОШКА), г. Мирный:
- Дорогая Елена, «евангелия» от Магдалины не существует, это апокриф, то есть книга, подлинность которой Церковью не признаётся. Апокриф – это подделка, ложь, подлог.
Апокрифические книги можно разделить на две группы. Первая – это некое фольклорное творчество – апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о “событиях” из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. Вторая – это “идеологические” апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп оправдать свои воззрения с помощью христианства.
В истории древней Церкви был момент, когда в неё стали вступать языческие философы, образованная интеллигенция того времени. Многие из них до принятия христианства увлекались различными языческими культами и мистериями и, даже придя в Церковь, не отказывались до конца от прежних верований. Многие из них создавали свои учения, смешивая с христианством языческие воззрения, и пытались распространять их в околохристианской среде.
Но перед таким писателем всегда вставала проблема – если он напишет своё имя под этим сочинением, его особо читать никто не будет. Поэтому они и брали исторические имена тех людей, которые были рядом со Спасителем, и выдавали свои «творения» за рассказы ближайших учеников Христа. Таких апокрифов очень много. В каждой эпохе ереси или секты пытались дать своё видение Христа и, смешивая ложь с правдой, «запудрить» мозги, оправдать своё безобразие. А узнаются такие «писания» по плодам, по тому, к чему они призывают, какие мысли и чувства пробуждают.
Человек, который писал «евангелие от Магдалины», очевидно, имел серьёзные проблемы с разгулом собственных плотских страстей. И вместо того, чтобы выполнять евангельскую заповедь, бороться с грехом блуда, он придумал себе и себе подобным такое вот оправдание. Ничего общего с христианством это не имеет.
– Уважаемая Ирина Александровна, некоторые люди, становясь христианами, читают только Евангелие, выбрасывают из дома всю художественную литературу, картины, не смотрят художественные фильмы, даже хорошие, не ходят в театр, даже на прекрасные спектакли. Что это, как не мракобесие? Если религия требует отказаться от красоты, то она – ложь. Вы не согласны? |
Александра. |
Отвечает редактор Ирина Дмитриева:
- Согласна. Но христианство вовсе этого не требует. Более того, многие православные святые любили и ценили искусство. И если честно, я не знаю таких христиан, о которых вы пишете. Скорее, это признак сектантства. Другое дело, что видение красоты становится немного другим. Об этом очень хорошо сказал иконописец Александр Балашов, объясняя, почему монахи затворяются и не хотят смотреть на произведения искусства: «Вовсе не из-за огрубелости, нет. Им открывается новая красота. Происходит процесс постепенного замещения в человеке прекрасного – более прекрасным, более возвышенным. Грубо говоря, ребёнку нравится кататься на самокате, а потом он постепенно осваивает велосипед, потом мотоцикл и предыдущее ему уже не так интересно. Дальше, дальше – а потом он осознаёт, что можно летать на ракете. Так и человек, который узнаёт Господа, ему всё остальное кажется пресным. Один афонский старец после того, как видел Бога и Его сияние, вышел днём из своей пещеры и стал спрашивать, почему никак не рассветёт. Ему всё остальное уже показалось темно. Когда человек начинает воспринимать эту невероятную красоту, недоступную тому, кто к этому не поднялся, ему хочется всё ближе и ближе идти к Богу. Как влюблённый – чем больше влюбляется, тем больше времени ему хочется проводить с любимой женщиной, общение же с другими людьми ему становится всё менее интересным».
Но ведь до такого состояния души и духа, согласитесь, надо ещё дорасти. И не факт, что нам с вами это когда-нибудь удастся. Отказ от искусства у неофитов – это игра в космонавты, причём опасная. Если неподготовленного ни физически, ни интеллектуально человека посадить в ракету и отправить в космос, то ничего хорошего с ним не случится, правда? Жаль тех, кто этого не понимает. Можно готовиться, трудиться над собой, а можно надеть кастрюлю на голову и, представляя, что это скафандр, обличать тех, кто не желает с тобой «лететь».
– В каждом ли человеке есть скрытый дьявольский дух или откуда вселяется дьявол в человека? |
Василий. |
Отвечает иерей Михаил Зайцев, г. Курск:
У человека есть предрасположенность равно как к принятию духа бесовского, так и духа Божьего. За нами выбор. Например, приходя к священнику, многие рассказывают о том, что слышат в себе как бы два голоса: один говорит – вот это сделай, другой – противоположное, один говорит – прости, а другой – накажи. К чему мы пойдём – вопрос нашего свободного выбора, а потому ответственность на нас.
Стоит сказать, что грех принимается людьми легче – для этого не надо напрягаться. Ну, может быть только в самом начале, когда в первый раз тяжело соврать, украсть, сблудить, нахамить. Потом всё идет на ура. А вот святость на любом жизненном этапе всегда принимается тяжелее. Есть, конечно, исключения, но это не про нас.
– Откуда у человека появляется двуличие? |
Настя. |
Отвечает иерей Михаил Зайцев, г. Курск:
Отсюда же. Когда человек не может определиться – кого ему слушать. Вроде и совесть гложет, и сладенького охота, и вот человек рвётся на части. А доходит до того, что в нём голоса начинают звучать уже не образно, а натурально. Иногда дело доходит до того, что мы называем одержанием. Одержимый может увидеть того духа, который его искушает, во всей его «красоте».
Человек был создан целостной натурой, простой, потом он стал сложным. «Сложность» – это плохое слово для нас. После того, как человек раскололся от греха, упав, разбился на тысячи кусочков, в нём, в его естестве и стали проявляться антагонизмы. Это следствие греха. Преодолеть его можно, только вернувшись к источнику, к Творцу. Он исцеляет людей от жутких степеней как раздвоенности, так и одержимости и прочих наших патологических состояний. Это путь тяжёлый, но он стоит того.