МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Вопрос ребром 

Конкурс на лучшие вопросы продолжается. Вы можете задать их по своему желанию:

  1. Саргылане Афанасьевне Леонтьевой, богословскому редактору НИУ "Института перевода Библии" ("United Bible Societies");
  2. Священникам якутских церквей;
  3. Ирине Александровне Дмитриевой, кандидату философии;
  4. Андрею Заякину, аспиранту физфака МГУ.
Пишите нам: logos-ygu[at]yandex.ru.

Горе тем, кто грубит в храме!

- Люди, которые только приходят в храм, поначалу не видят главного – только внешнее. А оно порой бывает несимпатичным. Ну как увидеть красоту внутреннюю? Для этого как минимум надо пообщаться с другим человеком, всмотреться в него. Ведь человек, который живёт по заповедям Христа, никогда не будет распространяться о своих добрых делах. А сердца чистого тоже не увидишь. Не видно молитвы чужой, целомудрия, умения прощать и любить. Ты можешь увидеть человека в какую-то минуту его слабости (гнева, уныния, например), которая, в сущности, его внутренний мир не определяет. Тем не менее, часто людей от Христа отталкивают люди же. Что с этим делать?

Людмила.

Отвечает священник Михаил Зайцев:

- Тому, кого отталкивают, можно сказать одно: нас всех отталкивали и отталкивают. Желающие благочестиво жить во Христе будут гонимы – это правда Святого Писания. Гнать нас ДОЛЖНЫ. Если гонят, значит, мы идём в верном направлении: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6, 26). Так с лжепророками поступают. Надо ориентировать себя на Христа. А что нас может разлучить со Христом? Апостол говорит: «…Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39). Если я к Нему прилепился, всё остальное – ниже. «Они будут жалить нас в пяту, а мы будем поражать их в голову» (Быт. 3, 15).
Человеку, идущему в церковь, надо идти ко Христу, а не к людям. Конечно, это сложно, но посиди, подумай, помолчи об этом. Надо желать: «Господи, я хочу идти к Тебе, и я хочу жить с Тобой, и я хочу, чтобы ничто и никто от меня Тебя не закрыло – ни боль, ни радость, ни приобретение, ни потеря, ни друг, ни враг. Ведь это первая и наибольшая заповедь: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22. 37-38). Посмотрите, как мы легко её нарушаем: «Сегодня кто служит? Отец N? Нет, не пойду».
Когда никто не закрывает от нас Бога ни в плохом, ни в хорошем – тогда проще. Больно, конечно, бывает. Мы же немощны, большей частью неофиты – люди, недавно пришедшие к Богу. Боль мы чувствуем, но как говорит Господь: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11. 29-30). Мы должны лишь с готовностью взяться за это тяжёлое бремя – оно сразу сделается лёгким, потому что Господь его понесёт. От нас требуется только решимость: да, надо будет страдать, терпеть, слушать хамство выживающих из ума людей, которые порой от нечего делать в храме находятся. А с другой стороны, видя глубокую веру, высокий дух, важно не впасть в человекопочитание – это другая крайность. И пойти ко Христу.
Ну, а тем, кто гонит (хотя они обычно не слышат), нужно повторять: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18. 7). Надо просто помнить, что за каждое слово мы дадим ответ. Хотя ещё раз подчеркну: эти люди очень плохо слышат, у них проблемы духовного порядка.

Где Бога нет, там дьяволу делать нечего

«Грубость в храме» – эта тема продолжает звучать и в письмах читателей, и в ответах студентов. А потому я решила повторить свой давний ответ в рубрике «Наедине со всеми» газеты «Якутия».
С уважением, Ирина Дмитриева.

- Первый и последний раз в церковь я сходила года три назад. Шла мимо, что-то потянуло в храм. Думаю: «А почему бы не зайти?» Попала на вечернюю службу. Служба мне понравилась, хотя почти ничего не поняла из того, что говорил священник. Но хорошо стало на душе. Испортила всё только женщина, которая ходила мимо прихожан и снимала нагар со свечек. Она подошла и прошипела мне в ухо: «Бесстыжая, ты куда такую юбку надела?» Она мне много ещё грубостей наговорила, после чего я пулей выскочила из церкви. Оглядела юбку – нормальная, ниже колен, из шифона, ну может быть просвечивала чуть-чуть. Вот после этого в церковь я больше и не ходила. Не хочу!..

Марина.

- Ну что ж, Марина, не хотите – дело, конечно, Ваше. Отвечая на Ваш вопрос, я лично Вас в церковь звать не буду. Не потому что не хочу, чтобы Вы пришли. Просто знаю, войдёте (не «зайдёте») в храм Вы только тогда, когда услышите не мой зов, а Божий.
Я тоже расскажу Вам свою историю. Однажды мой самый близкий друг по имени Анна привезла меня в храм. Я подошла к подсвечнику и зажгла свечу. В этот момент ко мне подскочила какая-то женщина и начала почти кричать: «Вы что, не знаете, что свечу от лампады зажигать нельзя?!» Молиться я уже не смогла. Когда мы ехали обратно, Анна сказала: «Ну что ты-то расстраиваешься? Ты ведь книжки читала, должна всё правильно понимать: где Бога нет, там дьяволу делать нечего. Человек в храм пришёл Господу помолиться – разве может враг рода человеческого на это смотреть равнодушно? Да он никаких сил не пожалеет, чтобы в обратную сторону его от Христа развернуть». Я ответила, что всё понимаю, но всё равно обидно.
Прошло, наверное, около месяца, мне позвонила Анна и спросила: «Помнишь ту женщину, которая тебя в храме обидела? Я всё хотела с ней поговорить, но она нечасто в церковь заходит, вот сегодня появилась. Я подошла к ней и объяснила, что зажигать свечу от лампадки можно. Просто при этом часто тушится фитиль, и воск капает в масло, поэтому люди стараются зажигать свечу от свечи. Но даже если бы что-то было сделано неправильно, замечание можно сделать тихо и ласково, чтобы человек понял, что вы ему помочь хотите, а не обидеть. И что ты думаешь, эта женщина начала горько плакать. Сокрушаясь, она призналась мне, что грубость – это её больное место, что она работает в торговле, и там у неё из-за этого конфликты случаются, она очень переживала и просила у тебя прощения». Надо ли говорить, что от обиды у меня не осталось и следа.
Зато возникла претензия к себе. Я ведь знаю, Господь призвал не праведных, но грешных, и, переступая порог храма, мы не становимся святыми автоматически. Каждый остаётся при своём, но грубость – это всего лишь прыщ на носу, это то, что всем бросается в глаза, это результат плохого воспитания. Мы же, благовоспитанные, умеем собой владеть, умеем скрывать подлинные чувства и мысли, но… только от людей – Господь всё читает в наших сердцах. Что Ему наши лицемерные улыбочки и «сюси-пуси», если мы внутри себя нарушаем заповедь: «не судите, да не судимы будете»?
Иными словами, есть пороки, видимые глазу, к ним относится грубость, раздражительность, гневливость, а есть те, которые умеют прятаться и не показываются на глаза даже их обладателю (такие, например, как гордость, тщеславие, осуждение, зависть, памятозлобие и т.д.). И, может быть, когда мы видим чьё-то недостойное поведение, – это наш собственный грех видит и приветствует чужой: «Ау, дружочек! Вот твоему «пациенту» сейчас укажут на то, что ты в нём есть, а я ещё более укоренюсь в своём хозяине через обиду (осуждение) и сознание правоты (гордыня), а потом ещё разовью их в злопамятство».
Ну правда, трудно вынести: как это мне, такому хорошему, воспитанному, умному, доброму, что-то поперёк сказали! Но если бы мы действительно были столь хороши, добры, великодушны, мы бы умели быть снисходительными к чужим слабостям, правда? Тем более, как говорят священники, в осуждение по поводу каких-то недостатков в поведении часто впадают люди, имеющие куда более тяжкие грехи.
Нет, нет, Марина, я Вас не обвиняю, ясно, что Вам попало ни за что. Но, право же, если Вы мудрая, тонкая, добрая, простите женщину, у которой, может, Бог знает, какая жизнь тяжкая была и сейчас, возможно, не лучше. Поймите, обижающий нас (так же, как и мы сами) искушается духом лукавым, которому противно всякое наше приобщение к Богу (и, кстати, мы являемся вольным или невольным источником этого искушения). А ещё нужно помнить о том, какой страшный счёт будет предъявлен на Страшном Суде этим людям. Горе тому, через кого соблазн приходит, говорит Христос: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Представляете?
Когда мы по незнанию нарушаем какое-то церковное установление, это не страшно, хотя нехорошо. А вот если человек наше молитвенное общение с Господом, может быть первое в жизни, своим замечанием прерывает, он нарушает сразу две главные евангельские заповеди – о любви к Богу и о любви к человеку. И когда представишь, каким же суровым будет наказание тому, чьё поведение послужило осуждению Святой Церкви и Спасителя Христа, невольно ужаснёшься, и только в самом чёрством сердце не пронесётся, как молния, прощение, глубину которого так полно выразил иеросхимонах Парфений Киевский: «Господи! Молю тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня-ради грешнаго, но пролей на них благость Твою».
И ещё надо помнить, ради чего и к Кому мы пришли. Ректор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института протоиерей Владимир Воробьев говорит, что в храме за множеством людей необходимо увидеть Самого Христа. Как на Голгофе, когда Спасителя распинали, вокруг Него толпились разные люди – и Его Мать, ученики, преданные друзья, но и просто любопытствующие, зеваки и те, кто кричал: «Распни!», и те, кто Его били и убивали. Так и в храме Божием все они присутствуют. И за этой толпой надо научиться видеть Христа.
Кандидат богословия, протоиерей Максим Козлов тоже советует: «Постарайтесь, чтобы некоторые недостатки людей не оказались для вас препятствием на вашем пути к Богу… Если мы будем в церкви искать Христа, а не рассматривать с той или другой стороны достоинства и недостатки людей, то тогда и люди нам встретятся такие глубокие, прекрасные, которых никогда в миру не бывает». А вот это я тоже знаю по собственному опыту.
В общем, в храме так: с чем пришёл – то и нашёл. Но практический совет я всё же дам. Если вам в грубой форме сделали замечание, спросите вежливо: «Простите, добрый человек, есть ли у вас благословение настоятеля учить в храме?» И обязательно, надо говорить о таких случаях священнику. Это не ябедничество. Священник и вам сможет помочь, но ведь и тот, кто грубость допустил, ещё больше в его помощи нуждается. Архиепископ Герман говорил: «Если все будут молчать, как же нам с грубостью бороться?»

Hosted by uCoz