|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Вы верите в чудеса? Или это всё сказки? В сказке чудо происходит только при невероятных обстоятельствах, которых не бывает в реальной жизни. Нет у тебя волшебной палочки, лампы Алладина, сапог-скороходов, цветика-семицветика - нет и чуда. Правда, случается, что под Новый год в дом забредает настоящий живой Дед Мороз, но дети как-то быстро начинают замечать знакомый красный (ещё с католического Рождества) нос соседа или папины тапочки, а потому вместе с подарками получают первое разочарование и из детства выносят твёрдое убеждение: чудес не бывает. Да и само чудо стараниями взрослых часто воспринимается ребятишками как возможность исполнения материального желания.
Но всё-таки есть чудо в нашей жизни. И происходит оно не только в сказках. Ну разве не чудо, что родившийся 200 лет назад в маленьком датском городке Ганс Христиан Андерсен живёт вместе с героями своих книг, наверное, в каждом российском доме. От его присутствия наши дома становятся светлее и теплее. Потому что великий сказочник учит детей и взрослых совершать чудеса. Для этого не надо никакой магии, нужно просто научиться сочувствовать, любить и прощать.
Наверное, любая мама, верующая в Бога, рано или поздно задумывается над тем, что читать ребёнку. Какие же сказки проповедуют христианские ценности - победу добра над злом, но не физической силой, а самым верным оружием: смирением, жертвенностью, терпением, кротостью, отзывчивостью, любовью к людям и к родному дому? И вот, когда я вспомнила о сказках Андерсена, то поняла, что более христианских по духу произведений в этом жанре, наверное, нет. Вы помните? "Дюймовочка", "Русалочка", "Дикие лебеди", "Гадкий утёнок", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик". Во всех этих историях главные герои побеждают зло христовой любовью, приносящей себя в жертву, бескорыстной, сострадательной, верной и вечной.
Например, для того, чтобы спасти своих братьев, надо голыми руками связать им из жгучей крапивы рубахи, вытерпеть клевету и непонимание, а главное, непрестанно молиться. Для того, чтобы противостоять злым чарам, надо быть как Элиза: "Девушка была так набожна и невинна, что даже колдовство никак не могло подействовать на неё". А для того, чтобы стать лебедем, надо так же, как гадкий утёнок, принять свою внешность: "Слава Богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!"
Даже в том виде, в каком сказки Андерсена дошли до советских читателей, они несли христианскую этику. Да, да, как это ни смешно, но даже детские книжки в недавние времена подлежали цензуре. Я обнаружила это, когда мне в руки попала книга Ганса Христиана Андерсена "Сказки и истории" в двух томах, 1975 года издания, выпущенная в Кишинёве. Их содержание значительно полнее, чем привычные нам варианты этих сказок.
Хотите знать, что скрыли от детей бдительные хранители коммунистической морали? Восстановим некоторые фрагменты.
Хочу поделиться своими детскими впечатлениями (хотя, наверное, это было уже отрочество), которые остались от прочтения "Русалочки". Эта сказка, на мой взгляд, много потеряла от сокращения. Я отчетливо помню ощущение глухой скорби и даже отчаянное чувство, вызванное её финалом. "Зачем? Где смысл этих страданий и жертв? Его нет. Да, принц (не зная этого) обрёл счастье ценой жизни Русалочки, и она... Да, она утешалась тем, что любимому, благодаря ей, хорошо. Но если смотреть со стороны, то чем это могло быть оправдано? Ничем. Принц счастлив, а Русалка - такая хорошая и положительная - погибла". Какой абсурдный и беспросветный конец! Но только не в сказке Андерсена.
Русалочка полюбила принца и стала расспрашивать у своей бабушки о людях. Та ей ответила: "...Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем... У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живёт вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо..." Русалочка спросила: "Неужели же я никак не могу обрести бессмертную душу?"
- Можешь, - сказала бабушка, - пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою".
И ведь в конце сказки, когда принц женился на принцессе, Русалочка не стала морской пеной, а поднялась над ней и увидела бесплотных дочерей воздуха, лёгких и прозрачных. Тело её стало таким же, и она спросила: "К кому я иду?" Воздушные создания ответили, что к ним. "У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами... Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!"
- Через триста лет мы войдем в Божье Царство!
- Может быть и раньше! - прошептала одна из дочерей воздуха. - Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.
Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!"
После своей смерти Русалочка не исчезла, благодаря своим страданиям и жертвам, и получила новый смысл своего существования - вот чем заканчивается эта сказка у Андерсена.
К счастью, эта сказка от сокращения совершенно не утратила своего христианского духа. А началось всё так.
Дьявол смастерил зеркало, в котором доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а негодное и безобразное становилось ярче и хуже. Все люди отражались в нём в искажённом виде. Когда тролли захотели добраться до неба, чтоб посмеяться над ангелами и Творцом, зеркало упало на землю и вдребезги разбилось на миллиарды осколков, которые попадали в глаза и сердца людям. Из их числа был и Кай. На одной из прогулок он решил пошалить и прицепился к саням Снежной королевы. Когда она помчала его за город, мальчик испугался. И знаете, что в этот момент он пытался вспомнить? "Кай весь дрожал, хотел прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умножения".
Одна Герда, любившая Кая, как сестра, не отчаялась и отправилась на поиски друга. Отправилась без малейших приготовлений в случайно отчалившей лодке. За всё время путешествия Герда смиренно, без ропота и сожалений принимала каждое обстоятельство, будь то холод, сырость, боль или нападение разбойников. И когда олень уже на севере попросил финку изготовить для девочки питьё, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей, чтоб одолеть Снежную королеву, та ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в её милом, невинном сердечке". Затем олень оставил Герду одну в саду Снежной королевы, без рукавиц и без башмаков. Навстречу ей вышли передовые отряды королевского войска.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец, девочка добралась до чертогов Снежной королевы". Войдя в ворота дворца, Герда "прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули". Вот так маленькая девочка, вооружившись смирением и молитвой, спасла от смерти своего названного братца. Герда и Кай тронулись в обратный путь.
"Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного городка. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: так же тикали часы, так же двигалась часовая стрелка. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!"
Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа. |
Недавно по каналу "Культура" прошла очередная "Культурная революция". Она была посвящена странной теме: "Сказки Андерсена детям читать не надо". Психоаналитик, которая отстаивала это мнение, говорила, что его сказки злые, поскольку в них говорится о смерти ("Девочка со спичками", "Стойкий оловянный солдатик"). Она убеждала, что факт смертности человека нужно скрывать от ребёнка как можно дольше. Ей возражали (а надо сказать, что оппонентов было большинство): "Никто не сказал, что смерть ужасна. Она заканчивает жизненный цикл, и конец этот хорош лишь в одном случае: если ты в жизни умел преодолеть, победить зло". Именно этому должен научиться каждый ребёнок в детстве. Андерсен учит тому, что конец временной жизни неизбежен, и значение имеет то, кем ты был: стойким оловянным солдатиком или свиньёй-копилкой.
А ещё Андерсен учит тому, как совершать чудеса. Всё просто: надо только научиться по-детски плакать слезами Герды, плакать над чужим горем, сопереживать. Слёзы, вызванные любовью и сочувствием, вымоют из наших глаз весь сор - эгоизм, гордость, зло, зависть, равнодушие, жадность; и только такими глазами мы сможем увидеть людей и мир настоящими, в их Божественной красоте. Одна слезинка и взрослого ребёнка сможет растопить застывшее сердце любого Кая.
Екатерина СОФРОНЕЕВА.