|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Этот человек жил среди нас - внешне ничем не выделялся, судьба его была, на первый взгляд, довольно типичной. Но всё же Никанор Индеев был необычен настолько, что после его смерти священники якутских храмов, знавшие его, захотели поделиться своими воспоминаниями о нём.
ФАКТЫ БИОГРАФИИ
Никанор Лаврентьевич Индеев родился в деревне Толон 26 декабря 1947 г. Был старшим из четверых детей в семье. К труду был приучен с детства: с шести лет работал на сенокосе, умел управляться с лошадьми. Закончил Новосибирский институт связи. В 1974 г. был направлен в г. Ленск, где и проработал до выхода на пенсию. Его ценили как толкового, грамотного инженера (в 2000 г. Никанор Лаврентьевич получил значок "Мастер России"). Во время первого наводнения в Ленске он в течение трёх суток, оставаясь без еды и сна, находясь в одиночестве на отрезанной от города станции, поддерживал связь Ленска с миром.
|
Отец Михаил Павлов, священник Никольского собора, рассказывает:
- С Никанором Лаврентьевичем я познакомился перед нашей совместной поездкой в Иерусалим. Этот человек удивил меня по-евангельски детской простотой: я встречал очень мало людей, которые так искренне веруют в Бога. Сомнений, характерных для большинства людей, у него не возникало.
Он очень интересно рассуждал о вере, о святых. Мы собирались ехать в паломническую поездку весной, перед Пасхой 2003 года. В то время случились страшные события в Сыдыбыле. Буквально через неделю-две погибли дети в Греции. Никанор после этого пришёл в храм и сказал: "Дети погибли. Это, наверное, из-за нас, потому что мы, такие грешные, собрались в Святую Землю ехать". Я тогда подумал: "При чём здесь мы?" Но слова эти запомнил. Сейчас вспоминаю их и думаю - все мы грешим, из-за этого и накапливается зло в мире.
Наша поездка длилась 21 день, мы побывали в четырёх странах. В каждом храме Никанор молился, обязательно обходил все иконы, чем задерживал паломническую группу.
Паломничество в православии не считается обязательным. Это небольшой подвиг, который помогает лучше узнать Священное Писание, укрепляет в вере: в Иерусалиме много свидетельств истинности православия. Впервые за много десятилетий представители якутского народа побывали на Святой Земле и молились за свой народ.
Побывали мы и в храме Гроба Господня в Великую субботу. Там каждый год по молитвам православного патриарха с неба сходит Благодатный огонь, который первое время не обжигает. Нас долго не пускали в храм, мы ждали шесть часов. Все молились. Никанор сказал: "Надо молиться, чтобы нас пустили в храм". Мы стояли в узких улицах, где много арабских лавочек. Он достал икону преподобной Матроны, поставил на лавку, стал молиться. Потом что-то ненадолго отвлекло его, и араб, владелец лавки, икону забрал. Вернувшись, Никанор не обнаружил иконы и сказал: "Значит, кому-то она нужнее". Человек был очень смиренный, терпимый, без всякого гнева.
Когда Благодатный огонь сошёл, Никанор радовался больше всех нас, как ребёнок. Мы зажгли фонари от огня, а он вынес свечу из храма. Прошло уже минут двадцать, Никанор подносил пламя к отросшей щетине и говорил: "Вот, бороду мою не опаляет". Пламя буквально до ушей его лицо обнимало и не жгло.
Никанор Лаврентьевич привёз с собой в Иерусалим якутскую землю и высыпал в оранжерее напротив храма Гроба Господня. Когда мы были на Афоне (это особое место, где живут одни православные монахи), то взяли землю оттуда и привезли с собой.
"К вере он пришёл с полным убеждением, что Бог есть, всем сердцем принял православие, - вспоминает вдова Никанора Индеева Лариса Григорьевна. - Он много читал духовной литературы, Библию, строго соблюдал пост, исповедовался, причащался. Всегда носил с собой молитвослов и икону. Каким бы усталым ни приходил с работы (а работал часто по сменам), молитвы прочитывал обязательно. Никанор много молился за родственников, усопших и живых, за тех, кто жил и работал рядом с ним. Он не осуждал, ни на кого не держал зла.
Из паломнической поездки по святым местам Никанор приехал обновлённым, чистым, светлым - будто преобразился. Таким и ушёл из земной жизни. В последнюю секунду он позвал Иисуса Христа, Которому поверил и вручил свою жизнь.
Мы прожили вместе тридцать лет, любили друг друга, никогда не расставались, все проблемы решали вместе. Он был хорошим, нежным мужем и отцом, любил всех многочисленных родственников и всегда им помогал. Я знаю, что наши души бессмертны и когда-нибудь мы встретимся. Чем больше времени проходит со дня его смерти, тем ближе наша встреча. Я живу и успокаиваюсь этой надеждой".
Несомненно, по сравнению с большинством теперешних христиан, теплохладных в своей вере, Никанор Лаврентьевич был человеком незаурядным, нетипичным - верил горячо и нелицемерно. Он нашёл в себе силы честно и твёрдо следовать за Христом. Не помнил обид, не ложился спать и не шёл на работу без молитвы. А главное, он умел любить и прощать, был беззлобным, смиренным, отзывчивым на чужую беду. Такие люди, как он, - укор нам всем. Разве мы такие? Разве стремимся быть такими? Разве мы для этого молимся, постимся, исповедуемся, причащаемся? Большинство считает: дескать, крестик ношу, на Пасху бываю в храме - и достаточно. Вот что думает по этому поводу о. Михаил:
- Такая проблема есть. Люди принимают веру формально и живут по-мирски. Апостол Павел в послании к римлянам пишет, что нужно умереть для греха и жить для Бога. В Таинстве Крещения человек отрекается от сатаны и всех дел его - ссор, вражды, блуда, гнева, пьянства, осуждения, жадности и т.д. Понимаете? Должен умереть прежний, грешный человек и родиться новый - для жизни вечной. А мы даже к этому не стремимся. Мы сочетались со Христом, пообещали Ему себя, а с Ним не живём, Его не ищем, не стремимся к Нему, не стараемся исполнять Его заповеди, даже знать их не желаем. Такие "христиане" будут осуждены более, потому что язычник не знает Христа, а мы знаем, мы при крещении получили благодать, но предали Христа и самих себя.
Жизнь мирская до того "закручивает" людей, что лишает их возможности молиться даже дома. Огромный поток информации подавляет человека. У него нет времени остаться один на один с собой, подумать о душе. Но есть заповедь, о которой нельзя забывать: шесть дней делай дела свои, а день седьмой посвяти Богу. К сожалению, некоторые это не правильно понимают, думают, что в воскресенье нельзя стирать, работать по дому. Но дело-то не в том, чтобы просто от дел отказаться, а чтобы это время Богу посвятить.
Господь сказал: "Царство Небесное силою берётся". Нужно найти в себе силы отказаться от чего-то ради Христа. От удовольствий, может, даже от отдыха - в воскресный день не спать, а прийти в храм и помолиться.
Я знал Никанора недолго, но вспоминаю его как очень светлого человека. Он старался жить по Писанию. Молился за своих сыновей - один из них крещёный, другой нет - очень хотел, чтобы они стали ближе к Церкви. Думаю, что именно благодаря его вере воцерковилась и его супруга. За короткое время, прошедшее после крещения, Никанор полностью воцерковился. Некоторым на это не хватает целой жизни. Нередко получается так, что человек бывает в храме два раза - во время крещения и отпевания. Надеюсь, что пример Никанора Лаврентьевича заставит людей задуматься о том, что христианское звание обязывает нас к духовному деланию. Не надо этого бояться. Ведь Господь сказал: "Иго Мое благо, и бремя Мое легко".
Раб Божий Никанор познал это благо. Упокой, Господи, душу его со всеми святыми!
Отец Иннокентий (Ташкинов), священник храма святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского в г. Ленске, вспоминает:
Господь в Евангелии сказал: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28). То есть Бог призывает всех, независимо от национальности или цвета кожи, пола или социального положения. Он обращается к личности каждого человека. Одни из нас не слышат этого зова, не хотят слышать, другие вроде бы и слышат, но очень тяжело вырываются из того колеса суеты, повседневных забот, ложных ценностей, в котором большинство из нас крутится. Но есть такие люди, которые, услышав Божий зов, откликаются на него всем сердцем искренне и по-настоящему.
Таким человеком был Никанор Индеев. С ним я как священник общался недолго, года два с половиной, но буду помнить его и молиться о нём всю жизнь. Наблюдая за ним, за развитием его нравственного сознания, я порой видел, что он выше меня в своих поступках, в своём образе мышления. Это был человек, который принял веру по-детски. В Церкви, в её святых таинствах, в своей духовной жизни Никанор ни в чём не видел мелочей. В исповеди для него не было мелких, незначительных грехов. Меня поражало порой его христианское смирение.
Среди якутов такие люди есть. Кому-то может показаться, что жизнь Никанора Индеева была слишком коротка, но я так не считаю. Дай Бог нам всем так же, как он, пройти свой христианский путь. Мне кажется, с такой чистой верой и любовью люди принимали Христа тогда, когда апостолы проповедовали язычникам в начале христианской эры. В этом человеке жила любовь, жил Христос, и я верю, что сейчас раб Божий Никанор пребывает с Ним в Царствии Небесном.
Наталья СОКОЛОВСКАЯ,
Марина ГОРИНОВА.