МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Прямая речь 

Когда в глаза закапывают свет

Герой документального фильма "Попы" протоиерей Сергий Правдолюбов сказал: "Чудо в нашей Церкви совершается в рабочем порядке". Согласна. Ведь любая молитва - это просьба о чуде. И чудо в том, что наши молитвы не безответны. Думаю, каждый христианин сможет поведать множество примеров из собственной жизни, когда нечто совершалось сверхъестественным, то есть чудесным образом. Я не исключение. Тут можно было бы рассказать и о фантастических исцелениях, и о дивных откровениях, и о чудодейственной помощи в учёбе, житейских, семейных и профессиональных делах, и о сказочных избавлениях во время опасностей, и о промыслительных встречах. Но, на мой взгляд, самое главное чудо - то, о котором и рассказать невозможно, потому что происходит оно в сокровенном сердце человека, - чудо преображения.
Это не так всё тривиально: "Вчера пил, курил, матом говорил. А сегодня уверовал и стал свят - бросил пить, курить и начал исключительно цитатами из Священного Писания изъясняться". Но как показать глубину прощения, любовь, радость духовную, победу над гордыней или унынием, например, и не опошлить это, не исказить? Может быть, только стихами? Простите, своё процитирую, это легче:
Мой дух не знал ни мира и ни меры, 
Ум смысл искал, душа алкала веры...
Вращеньем злым судьбы веретена
Спасенья нить была обретена.
И как её сомнением не рвало,
Она вплеталась в утра покрывало:
Как будто тьму распарывал рассвет,
Или в глаза закапывали свет...
И всё же, пожалуй, я могу рассказать об одном таком чуде, невольной свидетельницей которого однажды стала. Попробую.

Священник Михаил Зайцев, который тогда ещё жил в Нерюнгри, направляясь в Чокурдахскую общину, задержался на пару дней в Якутске. Закончив вечернее богослужение в Преображенском храме, отец Михаил вышел на проповедь. Примерно в это же время в храм вошёл молодой человек, которого можно описать одним словом - бомж. Он встал так, что, стремясь увидеть священника, я упиралась взглядом в его лицо - пустое и в то же время не нищее: нищий жаждет - этому, казалось, не надо было ничего. Паустовский называл таких людей "пустоглазыми". Конечно, я не могу сейчас вспомнить дословно всё, что говорил о. Михаил, ведь прошёл целый год (Вы уж простите меня, батюшка, если что не так). Постараюсь передать лишь основные тезисы, которые произвели на меня настолько сильное впечатление, что я их запомнила (Что уже чудо. Много ли мы помним из того, что слышали год назад?). Для того, чтобы вы могли почувствовать реакцию слушателей, замечу только, что в храме в этот вечер было много людей с маленькими детьми - одни уже сами могли стоять, держась за подол маминых юбок и папины брюки, других держали на руках.
- Сегодня на богослужении читалась 5-я глава Евангелия от Марка, в которой повествуется о потрясающем чуде, сотворённом Христом, - начал отец Михаил. - Спаситель со своими учениками пришёл в страну Гадаринскую. "И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их" (1-17).
Странно, правда? Люди такое чудо своими глазами увидели... и что? Гонят Христа, просят Его уйти вместо того, чтобы позвать к себе, прислушаться к Нему, к тому, что Он говорит, чему учит! Чего же они так испугались? Истины! Им не нужна Истина! Но не так ли поступаем и мы? Ведь мы с вами, в отличие от жителей страны Гадаринской, знаем чудо гораздо большее - Христос воскрес! И что? А ничего. Мы так же гоним Господа от себя, мы так же не хотим слышать Его Слово. Мы не желаем знать Правду - ни о себе, ни о мире, ни о Церкви.
- Не согласны? - спросил о. Михаил, услышав поднявшийся в храме ропот. - Тогда скажите, мы знаем, что умрём? В любой момент можем умереть. Знаем? Мы знаем, что могут умереть наши дети? Но разве мы живём так, как будто знаем это? Разве мы думаем о смерти, разве выстраиваем свою жизнь, сознавая, что в любой момент можем предстать перед Господом? Нет, и нам не нужна Истина, и мы предпочитаем обольщение мира сего, полностью отдаваясь заботам об этой временной и такой скоротечной жизни. И для нас смерть наших близких оказывается неожиданностью и горем, тогда как для христиан она есть последний шаг к Господу (или туда, где Его нет).
Мы не живём Христом и во Христе, а потом удивляемся, почему в нашей жизни такие проблемы: "Где моё счастье?!" - предъявляем мы, как нам кажется, законные претензии к Богу, не замечая даже, что ежедневно лицемерим, лжём, не доверяем Тому, Кого называем Отцом! Каждый день, читая молитву "Отче наш", мы произносим слова: "Да приидет Царствие Твое", но когда это Царствие начинает к нам приближаться, мы пугаемся и кидаемся в дебри своих страстей - отчаяния, уныния, эгоизма. Мы каждый день говорим: "Да будет воля Твоя", но ежеминутно отвергаем эту волю - ропща на посланные Господом обстоятельства жизни. Мы, те, кто по сто раз на дню ошибаемся, начинаем учить Бога, Которому открыты все судьбы мира, всё наше прошлое и будущее, тому, что Он нам должен дать для нашего счастья! Абсурд.
Ярче всего это проявляется в наших отношениях с людьми. Ведь нет человека, который бы присутствовал в нашей жизни не по Промыслу Божию. Для чего тот или иной ближний даётся нам, мы не можем знать до конца: один - для того, чтобы мы научились прощать; другой - для того, чтобы мы научились, помогая ему, бороться со своим эгоизмом, любить трезво и деятельно; третий - для того, чтобы стали щедрее; четвёртый - чтобы избавились от зависти и т.д. Мы же, вместо того, чтобы учить ум и сердце быть Христовыми, всё время возмущаемся, протестуем, осуждаем - власти, соседей, врачей, журналистов, продавцов, жён, мужей, собственных детей и родителей, даже Бога: "За что мне это?! Что я такого сделал?" Так ты разберись, что ты "такого" сделал, а чего не сделал, почему воля Божия о тебе именно такова? В душу свою загляни. Не хотим!
Доверять надо Богу. Без доверия не может быть веры. А без веры - любви. А без любви - христианина. Многие даже не знают, что главная заповедь Господа именно о любви к Нему и к его людям. Больше того, многие даже не знают, что Господь любит их. Вы любите своих детей? Конечно! Жизнь за них отдадите, правда? А разве не это самое сделал Христос? Разве не за вас и вашего малыша Он принял мученическую крестную смерть? Вы любите своего ребёночка. Но насколько же больше любит его наш Бог! Надо довериться Ему. Вот когда малыша вашего что-то пугает, он бросается к маме или папе, обхватывает за ногу, прижимается, тычется в живот - он чувствует себя здесь в безопасности. Малыш спокоен - он знает, что его любят и защитят. Точно также каждый из нас должен устремляться к Господу, прижиматься, прислоняться к Нему, доверяя Ему все свои беды и заботы. И верить, верить Отцу, которому мы вверили себя и своих детей в таинстве Крещения. Он любит всех. И нам надо научиться только одному - любви к Богу и людям.

Проповедь закончилась, я смотрела на бомжа и видела перед собой другого человека: это было лицо именно Человека - потрясённого, взволнованного, преображённого. Пока отец Михаил говорил, лицо парня менялось постепенно, на глазах светлело, очеловечивалось, как будто ему "в глаза закапывали свет". Какое-то время он тихо стоял в стороне, наблюдал, как прихожане, ошеломлённые и в то же время вдохновлённые, подходят к священнику и прикладываются ко кресту. Потом незаметно вышел. Я не знаю, что стало с этим человеком. Вряд ли он оставил свой прежний образ жизни, стал совершенно другим, но уверена, другим он всё-таки стал. И как бы ни сложилась его жизнь, слова, "случайно" услышанные им в храме, останутся с ним навсегда. Как остались со мной. Как, надеюсь, останутся с вами.

Ирина ДМИТРИЕВА

Hosted by uCoz