|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Дорогие читатели, наша газета выходит очень редко, поэтому не удаётся опубликовать все присланные вами письма. Но, поверьте, каждое слово одобрения для всех, кто делает "Логос", дороже золота. Пишите нам, рассказывайте свои истории. Может быть, именно ваш опыт поможет кому-то преодолеть житейские и душевные трудности.
Дорогая редакция, поклон вам из Верхневилюйска от православной Никольской общины. Мы очень рады, что появилась такая газета замечательная. Наконец-то!
От себя хочу просить доходчиво написать для простых людей о сектантах. Они у нас бесплатно распространяют книги, листовки, морочат голову, стремятся попасть на телевидение, показывать там свои видеофильмы, но, слава Богу, люди здравомыслящие у нас, да и документы о законности своей деятельности они предоставить не могут. Про алданских сектантов два раза показывали фильм по телевизору. Неплохо было бы всем его показать.
Желаю успехов в вашей весьма полезной работе! Милость Божия с Вами.
Староста общины, Кетехова Марина Николаевна.
Дорогая Марина Николаевна, нам в радость ваша радость! Просьбу вашу постараемся выполнить в одном из будущих номеров. Но лично я придерживаюсь мнения, что лучшая проповедь - не та, что "против", а та, что "за". Надо, конечно, раскрывать людям глаза на вредоносное действие сект, но гораздо важнее показать истинность и красоту православия, его преображающую силу, и здесь слова мало что могут. Потому что лучшая проповедь о Христе - наша жизнь. Будем же вместе стараться жить так, чтобы без стыда вспоминать слова Христа: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13. 35). Да поможет нам всем в этом Господь!
Здравствуйте, редакторы! Первый раз я услышала о Боге в 1993 году в Якутском детском приёмнике-распределителе. Сама я из Ленска. До этого жила с родителями и двумя сёстрами. Родители с нами не разговаривали о Боге, о храме, т.е. мы были далеки от этого. В распределитель приходили учителя, но в милицейской форме. В классе мы беседовали о Боге, читали Библию и учили молитву "Отче наш" (нас заставляли учить наизусть, как стихотворение, и спрашивали на следующем занятии). Вот она и осталась у меня в сердце. Смотрели видеокассету "Новый завет".
Оттуда нас отправили в Вилюйский детский дом. На этом "учение" наше кончилось. Но в трудные минуты я всегда вспоминала Бога, я знала, что Он есть. В детском доме не было ни "учений" о Боге, ни просмотров фильмов. Сначала молитву Господню помнила хорошо. Даже старалась, ложась спать, молиться перед сном. Ещё, когда хотелось что-то натворить, я вспоминала, что это грех и старалась держаться. А если уж натворишь чего, всегда просила у Бога (своими словами) прощения. Ни с кем об этом я не разговаривала.
Выйдя из детского дома в 16 лет, долгое время жила без Бога, без Церкви, только изредка вспоминала, когда было тяжело. Получила профессию. И уже в Ленске, после рождения сына в 2000 году, мы с мужем решили покреститься: сначала сами, потом через 10 месяцев - сына. Муж часто посещал храм и приносил домой книги, которые читали вместе. Я редко ходила в церковь, да и то только после крещения сына, и долго не могла себя заставить принимать всё, как есть, ничего не понимая о христианской жизни. Было как-то не по себе. Я думала: да зачем мне это? Сердилась на мужа: ну вот ещё, суп без мяса свари, музыку не ту слушаешь и т.д. После литургии в храме весь день в голове были отдельные слова из молитв (я их ещё тогда не знала). Боялась сойти с ума. Постепенно стала читать книги, посещать храм. И сейчас это ничем не заменишь. Вот если бы к этому приучили с детства родители, то в жизни меньше было бы сделано тех грехов, которые сейчас человек считает обычным делом и говорит: "Хм, все же так делают".
Слава Богу за то, что Он привёл в церковь меня и мужа. Сын тоже любит храм Божий, и учит креститься сестру, которой 1 год и 4 месяца.
Хорошо, что в детском приёмнике-распределителе мне встретились такие учителя. Один месяц пребывания там пошёл на пользу. Там было положено начало моей веры в Бога. Бывали горькие дни в детском доме, но Господь помогал, останавливал, не давая совершать то, что нельзя. Если бы и в детском доме нам говорили о Боге, может, дети бы меньше воровали и дрались.
В моей семье (в детском доме тоже семьи) были пожилые воспитатели, и это повлияло на дальнейшую жизнь. Слушая их, мы удерживались от вредных привычек и грехов. Дай Бог им здоровья и терпения. Они до сих пор работают, хотя некоторым пора на пенсию.
Дружинина Наталья, 1979 г.р. г. Ленск.
Наталья, родная, если бы Вас УСЛЫШАЛИ те, кто так боится пускать Бога в школы, оберегая детскую "свободу" совести! Они охраняют право детей не знать, что есть Бог, что есть заповеди Божии, говорящие о том, как может и должен жить настоящий человек, что есть грех, расплата за который рано или поздно всё равно наступит. Конечно, можно сформировать совесть без Живого Бога (хотя какая же в этом ограничении свобода?), но совсем без бога - нельзя. Его место обязательно займёт какой-то авторитет (хорошо, если не криминальный), идея или идеология. Почему-то именно Бог-Любовь кажется нашим радетелям свободы самым опасным для детских душ явлением жизни.
Какое счастье, что ваши дети, Наталья, узнают о Боге не в приёмнике-распределителе, а от любящих папы и мамы. Думаю, все читатели молитвенно пожелают добра Вам и вашей семье.
Уважаемая редакция православной газеты "Логос", здравствуйте! Пишет вам Дёмина Любовь Николаевна, преподаватель труда в пос. Угольный Верхнеколымского района. Спасибо за вашу газету, интересное и душеполезное чтение.
Помогите, пожалуйста, разрешить особую проблему коренных жителей Якутии, связанную с крещением. К нам в п. Зырянку два раза в год приезжает священник из г. Якутска. Допустим, принял крещение какой-либо юкагир или эвен, стал православным. Он начинает читать молитвы, святых отцов, иногда газету "Логос", т.е. работает над собой, потихоньку, с трудом познаёт Бога.
В очередную командировку приезжает из г. Якутска этнограф, работающий с ним, как с информатором и говорит: "Какой же ты юкагир, ты отходишь от своих традиций, ты не любишь свой народ".
В Якутске на исповеди один батюшка говорил мне, что даже в игровой форме нельзя исполнять какие-либо языческие ритуалы. А ведь именно сейчас ведётся усиленная работа по возрождению культуры коренных жителей Якутии. Такой человек, коренной житель, в сомнении, на распутье.
В противовес православным проповедникам, ведущим людей ко спасению, выступает наша уважаемая интеллигенция - этнографы, лингвисты и т.д. В основном эти люди - энтузиасты своего дела, они искренне любят своих юкагиров, эвенов, они спасают культуру, этнос народа.
Многие этнографические, музыковедческие конференции проводятся под лозунгом "Возрождение духовной культуры коренных народов Севера". Какая духовность - духовность настоящая? Ведь и православные священники, и этнографы заботятся о духовности?
Недавно в журнале "Нескучный сад" (№ 2, 2004) прочитала, что вышла в свет книга иерея Александра Шантаева "Священник. Колдуньи. Смерть" (М., Благо, 2004). Это этнографические очерки сельского прихода. Может быть, там как-то освещается этот вопрос?
Но где достать такую книгу, ведь у нас нет каталогов "Книга-почтой" православной литературы.
Простите меня, грешную, хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.
Р.S.: 26 ноября 2003 года в г. Якутске на международной конференции "Фольклор палеоазиатских народов" магистр искусств Колумбийского Международного университета госпожа Харрис Рабина в своём выступлении "Гимны индейцев" подчеркнула, что в современной ситуации только приобщение индейцев к христианской вере способствовало сохранению их языка, т.к. они сочиняли и пели гимны Христу на своём родном языке.
Дорогая Любовь Николаевна, огромное спасибо Вам за письмо, которое оказалось в тему. Мне сразу вспомнились слова диакона Андрея Кураева: "Язычество терпимо в том смысле, что оно признаёт право каждого народа на своей территории чтить своих богов. Но языческая религиозная практика весьма требовательна по отношению к своим соплеменникам. Точнее говоря - она требует от любого человека, находящегося на территории, опекаемой тем или иным богом или сонмом национальных богов, знаков уважения к ним".
Подчиняться ли Вам этому требованию? Решить можете только Вы сами. Я не могу навязывать свою веру. В Небо нельзя войти за компанию - даже с симпатичным тебе человеком, даже со своим народом. Тут каждый в ответе за себя. И каждый должен сделать свой выбор. Но поскольку Вы спрашиваете совета, скажу, что думаю.
На мой взгляд, это очень правильно и хорошо, что Вы так по-доброму и с таким пониманием относитесь к учёным-этнографам. Нет сомнения, что они искренни в своей любви к родной культуре и стремлении сохранить хотя бы те крохи, которые от неё остались. Но, получается, что они, наверное, сами того не осознавая, относятся к вам как к музейным экспонатам, которые надо законсервировать и сберечь. Или как к части ландшафта, который надо сохранить в первозданном виде, создав некий заповедник.
Но вы же не вещи, не олешки, не воробушки, вы одушевлённые, разумные существа! А люди тем и отличаются от животного мира, что у них есть свобода выбирать. Во всяком случае, Христианский Бог оставляет такую свободу. Учёные говорят, что неоязыческие процессы почти не видны на пространствах мусульманского мира. И это не случайно. Бог христиан дал народам свободу выбора - идти ко Христу или от Него. И люди этой свободой активно пользуются - Европа давно уже стала антихристианской. Плохо? Да. Но никакого насилия над личностью Христос не приемлет.
Выбор должен быть осознанным. Разум и сердце должны слиться в гармонии, и тогда Вы поймёте, где Истина. Молитесь об этом.
А народ свой, конечно, надо любить. Но покажите мне человека, который, став христианином, разлюбил свою родину, свою культуру? Противопоставлять одно другому просто нечестно. Тем более не зазорно христианину изучать памятники языческой культуры. Скажите, откуда мы знаем эпос о Гильгамеше, Песни о Нибелунгах, Калевалу, Скандинавские саги, мифы индейцев Южной Америки? А разве не благодаря деятельности православного духовенства, особенно святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки, дошли до нас сохранённые в письменном слове древние предания и сказания коренных народов Якутии, "Олонхо"? Почитайте материал о художнике-этнографе И.В. Попове на с. 19.
Для тех же, кто принял крещение, но ещё не стал православным христианином, я приведу ответ о. Андрея Кураева, приезжавшего в г. Якутск в 1999 году, который записала Нюргуяна Анисимова для газеты "Эхо столицы" (№ 33):
- Многие якуты, сознательно пришедшие в лоно православной Церкви, остаются, тем не менее, язычниками в какой-то мере, совершая языческие обряды и т.д. Ваше отношение к этому?
- Представьте себе, что у вас сложились серьёзные отношения с красивой, самой-самой "вашей" девушкой. Вы уже стоите на пороге свадьбы, но по инерции бегаете за каждой юбкой. Как вы думаете, приятно ей это видеть? Она знала, что и до знакомства вы так себя вели, но в её понимании есть мир до встречи с нею и после. Поэтому, я думаю, девушка была бы удивлена несерьёзным поведением своего возлюбленного. Так же и в отношении Христа с нами: флирт с иными духами и божествами есть некое унижение Христа. Он ждёт разговора, общения, а для этого надо повернуться к Нему лицом, а когда человек флиртует с другими духами, это означает, что он повёрнут не лицом, а в лучшем случае, в профиль или затылком.
Я бы только добавила, что Господь предупредил нас о том, что с разных людей будет разный спрос. Одно дело, когда человек о Христе и не слышал, когда его воспитали в другой вере, и совсем другое, когда от Спасителя отказались сознательно.
Пусть простят меня все, кому что-то в моих словах показалось обидным. Мне хотелось не обидеть, а объяснить. К сожалению, нам не всегда удаётся то, к чему мы стремимся.
Искренне ваша, Ирина Дмитриева.