|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
В прошлом номере «Логоса» мы опубликовали часть интервью с Натальей Владимировной Уфимцевой, доктором филологических наук, профессором, зав. кафедрой психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, ведущим научным сотрудником Института языкознания Российской Академии наук. Тем, кто не читал этот материал, расскажем кратко, что исследования Натальи Владимировны выявили: уже к пяти годам у человека формируется образ мира, который подсознательно определяет его поведение в течение всей жизни. Мировой наукой созданы пока только два ассоциативных тезауруса английский и русский. Их сравнение показывает, насколько различны картины мира у наших народов.
Если для англичанина в центре мира находится его Я, то для русского человек. В образе мира англичан чётко просматривается протестантская этика: их человек прежде всего работающий. Там за фасадом цивилизованного мира лежит самый примитивный набор ценностей: секс, еда, питьё, дом, машина Православная этика рождает иную систему ценностей: человек хороший, добрый. Дом очень важен, причём как семья, а не как крепость. Одно из центральных понятий нашего образа мира, которое у англичан уже давно несущественно: друг верный, надёжный человек, моё второе Я. Главное действие у англичан работать, а у русских говорить, жить и думать. И у нас, и у них в ядре сознания есть деньги, но у англичан деньги копятся, кладутся в банк, приносят проценты, а у русских они бешеные, их тратят. Исследования показали также, что по своим культурным архетипам русские и буряты значительно ближе друг к другу, нежели англичане. Сейчас начинается работа по созданию подобных словарей языков народов Якутии. Она несомненно приведёт к массе интересных открытий.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
- Наталья Владимировна, я больше чем уверена, что у русских и народов Якутии образ мира во многом будет близок. Может быть, отчасти оттого, что у всех нас, у христиан, буддистов (буряты ведь ламаисты, кажется?), атеистов и язычников, живущих в России, хотим мы этого или нет, в основе культуры лежат ценности Православия? Подтверждают ли Ваши исследования тезис о том, что любая культура укоренена в культе?
- Для меня совершенно естественно, что культура определяется той религией, которая её сформировала. Это не только моё мнение. Мы можем обратиться к различным исследованиям по исторической этнологии, например, учебнику Светланы Владимировны Лурье.. Она утверждает, что культурообразующими факторами являются религия и фольклор. Это носители этнических констант, которые воспроизводятся и на протяжении длительного периода времени формируют культуру, определяя её самобытность.
Очевидно, что в образе мира англичан протестантская этика значительно чётче просматривается, чем у русских православная. Запад формально живёт по тем же канонам, которые сформировали их нации. А по православной основе русской культуры существенно прошёлся ХХ век. Тем не менее, система ценностей, лежащая в основании русской культуры всё равно православная. Просто какие-то вещи смазаны, не сохранились в той целостности, какая была прежде.
- Но если культ во многом определяет культуру, насколько основательны, в таком случае, заявления, что коренным народам Якутии христианство чуждо, и что язычник как бы «генетически» не способен воспринять христианскую систему добра и зла и потому дезориентируется в нравственном отношении?
- Это очень сложная и тонкая проблема, но давайте вспомним историю. Ведь Господь пришёл и принёс Благую Весть в мир языческий. И двенадцать апостолов, которые были в основном безграмотными людьми, рыбаками, благодаря действию Святого Духа в них, пронесли Евангельскую Весть через всю языческую Эйкумену. Говоря современным языком, они «заразили» христианством весь языческий мир. Так что сам тезис, что язычники не могут принять Христа, опровергнут двухтысячелетней историей христианства. Понятно, что всё это было совершено Божиим Духом, поскольку превосходило силы, способности и возможности человеческие, тем более в условиях жизни того времени при отсутствии средств коммуникации и т.д. Но, с другой стороны, Господь даёт человеку свободу воли, Он лишь стучится в сердце каждого.
Проблема здесь на самом деле в другом. В каком-то смысле мы все язычники. Ведь ХХ век разрушил православное мировоззрение русских. То религиозное возрождение, которое сегодня происходит в России, это очередное крещение языческой Руси. Американо-западноевропейский мир, который считается цивилизованным, на самом деле тоже мир языческий, потому что они сотворили себе кумира из прогресса и поклоняются ему, а вовсе не Богу, хотя, может, и считают себя христианами. Но, ещё раз повторю, Благая весть была обращена не только к иудеям, но ко всем язычникам, независимо от культуры или крови, от того, был ли это север, юг, запад или восток. А услышать её или нет дело совести каждого. Я не думаю, что якуты, юкагиры, чукчи, эвены были какими-то исключительными язычниками, лишёнными способности слышать Слово Божие.
- То есть архетипических барьеров быть не может?
- Конечно. Барьер возникает только внутри каждого человека, который не хочет впустить Бога в своё сердце. Благая Весть была пронесена по всей Вселенной, а Библия эта книга, которая имеет самый большой тираж и существует почти на всех языках мира.
- Сейчас молодёжи активно навязывается мысль, что христианство привело ко всему негативному в современном мире. Вот, дескать, если мы вернёмся к своим языческим корням, которые отражены в фольклоре, в том числе, в эпосе «Олонхо» или славянской «Велесовой книге» (поддельной, кстати), и несут другую жизненную программу, тогда заживём!
- Как в любом эпосе, в «Олонхо» находит отражение система ценностей (в том числе этических) данной культуры. Но о каких-то изменениях в образе мира под влиянием времени, православия, атеизма, советской власти, ориентации на западные ценности, чего-то ещё, можно будет говорить только тогда, когда эта модификация будет выявлена через ассоциативный эксперимент. Пока же говорить о чём-то ответственно нельзя.
Кроме того, на мой взгляд, не христианское сознание привело к катастрофе, а именно отступление от него. Сейчас и в лоне русской культуры существуют сторонники возврата к язычеству. Они считают, что это было чистое, благородное, светлое вероисповедание, которое вело русский народ правильным путём, а православие всё испортило. Эта идея очень не новая. Но надо просто не извращать факты. На самом деле то, что произошло с Россией в ХХ веке это отступление от Христа. Если бы Россия осталась христианской страной, и если бы интеллигенция не отступила от Бога и православия, то мы бы сейчас жили в другой стране. Но Господь попустил свершиться тому, что свершилось.
У России, как и у каждого этноса, народа, есть своё призвание. Миссия России хранить православие. Не только для себя для всех остальных. Россия на пороге ХХ века отказалась от этой миссии и в результате была погружена в страшный хаос, духовную и физическую разруху. Лишь к концу прошлого столетия, когда она испила чашу страдания и покаяния, и отмолили её святые на земле и на Небе, возникла у нас возможность вернуться на свой истинный путь. Это лишь возможность, можем и не вернуться. Хотя некоторые старцы говорят, что Россия никогда с него и не уходила. Но это слишком высокая проблема. А с другой стороны очень простая: есть миссия, задача страны и наш долг её выполнить или желание от неё отказаться.
- Якутский писатель Михаил Кельбё считает, что Господь привёл русских в Якутию ради того, чтобы принести народу саха православие.
- Мне трудно судить о Промысле Божием, но то, что русское «завоевание» было очень специфическим, это правда. Если мы посмотрим на историю великих империй, например, Великобритании, вообще на европейский способ завоевания, то увидим, что их колонизация это всегда уничтожение местной культуры и коренного населения, а затем голая земля уже преображается. Так действовали Испания и Португалия в Латинской Америке. Так создавались в Северной Америке Соединённые Штаты. Совершенно иная картина наблюдалась на просторах Российской империи. Конечно, нельзя её идеализировать, были и жестокость, и несправедливость (люди не ангелы)
- Я бы отметила взаимные жестокость и несправедливость, о чём часто предпочитают умалчивать.
- Естественно. Православие же не абстрактно, оно приходит через каких-то конкретных людей, которые могут иметь и отрицательные черты и даже быть (мягко говоря) нехорошими. Ведь крещение не гарантирует того, что человек становится православным христианином. Требуется огромная работа, чтобы ты стал отвечать требованиям, которые налагает православие это бесконечный путь духовного совершенствования. Поэтому вполне возможно, что кто-то насаждал православную веру не самым лучшим образом.
Тем не менее, как магистральная линия это никогда не было освобождением территории для заселения её русскими. Русские приходили и заполняли определённую нишу, не занятую коренным населением. С одной стороны это был способ жизнеустройства. А с другой, действительно, прежде всего, приносилось православие. Каждая культура имеет такой механизм, когда чужой становится своим, то есть разные способы принятия в «свои».
- Ассимиляции можно сказать?
- Нет. У русских это был единственный, уникальный и внешне очень простой способ: если человек крестился, независимо от того, какой крови он был, то становился своим. Внешняя граница «своего/чужого» была православный/неправославный. Хотя даже «поганые» (было такое выражение для некрещёных народов) всё равно считались «своими», когда русские вступали с ними в добрые отношения. Но главным механизмом, когда человек из чужого становился своим, было всё же принятие православия. Тогда не оставалось никаких препятствий ни для вхождения в культуру, ни для получения должностей, ни для женитьбы.
- Вместе с тем уникальность православия состоит в том, что куда бы оно ни пришло, культура усвоившего его народа сохраняла самобытность. Культура, экономика, государственность получали новый толчок к развитию, как это было у русских, а скажем, якутский народ обрёл письменность.
- Просто местная культура получает возможность войти в контекст огромного культурного наследия. Православие это же не только русская культура, оно ведёт свою традицию от Византии, а Греческая Византия от апостолов. Фактически это культура, которая восходит к апостольским временам, хотя, конечно, на русской почве она приняла своеобразные черты. Но главная черта русских в том, что они ничего не меняют. Они настолько консервативны, что когда в XVI веке Патриарх Никон провёл свою реформу, самая пассионарная часть православных не согласилась хоть с какой-то переменой даже одной буквы и ушла в раскол. Менять ничего нельзя! Мы хранители православной традиции. Мы должны донести её в полной чистоте до последнего момента христианской истории. В этом наша миссия. Русские несли другим народам, прежде всего, православие, а значит, заповедь о бескорыстной, самоотверженной любви к людям, которая даётся только тем, кто возлюбит всей душой Бога-Творца.
- Надо признать, не всегда христиане Благую Весть несли на крыльях любви. Однако православные здесь не резервации создавали, а лечебницы для прокажённых. Я вспоминаю письмо епископа Мелетия, которое он писал в Синод, и, конечно, не рассчитывал, что когда-то кто-то посторонний будет его читать. Там такая боль за народы, живущие в Якутии, за прокажённых, за всех, кто находится в ужасных условиях, из-за которых развиваются болезни! По-моему, советский миф о том, что православие двигало царское правительство, желавшее что-то захватить, кого-то поработить, используя религию, опровергают факты.
- То, о чём вы говорите, опровергают не только эти факты, но и факты государственной политики Российской империи. Политика «царизма» была такова, что окраины империи подымали за счёт центральной России. Всегда. Все «русские» регионы всегда были донорами для поднятия экономического уровня отдалённых областей. Так, Финляндия из отсталой части Швеции, какой она попала в состав России, превратилась в самую развитую часть Российской империи, с Конституцией, гражданскими правами, которых не было у коренного российского населения при Николае II.
- Я знаю, что возразят: сначала соболя, а теперь алмазы мы должны жить как в Эмиратах, а Россия отнимает
- Мне было бы странно говорить, какие мы хорошие. Наверное, мы разные, а время сейчас, к сожалению, такое, когда часто экономические действия от лица России совершаются не в интересах наших народов. Государство у нас автономно от народа. Впрочем, мне совершенно не хочется оправдываться, тем более, что я не вижу, в чём тут моя вина.
Но мы совершенно не хотим знать свою реальную историю. Как прадеды и деды современных якутов относились к России, к православию? Не надо ничего придумывать для того, чтобы обосновывать ту или иную позицию, надо обращаться к подлинной истории того, как всё происходило, когда православие было принесено, и каковы были результаты деятельности этих людей и восприятие их коренным населением. Сегодня мы все искорёжены. И русские забыли, какие они, и якуты лишились каких-то своих корней. Но надо трезво, непредвзято смотреть на собственную историю. Всем. Независимо от национальности.
- Я надеюсь, что работа по созданию ассоциативного словаря коренных народов Якутии поможет объективно взглянуть на вещи.
- Вне всякого сомнения. Ядро сознания очень устойчиво, чрезвычайно слабо меняется. Если мы получим картину реального состояния образа мира, то есть той культуры, которая существует в голове, в душе каждого якута, эвенка, чукчи и т.д. тогда только мы и сможем рассуждать что изменилось, что нет, что испорчено, что осталось в неизменном виде. Каждая культура это целостный образ мира. Если основополагающие моменты, которые С. Лурье называет «культурными константами», разрушаются, тогда погибает культура. Вот и надо смотреть: православие разрушало основные, культурообразующие моменты якутской культуры или помогало им развиваться? И тогда уже делать выводы.
- А проблема интерпретации?
- Интерпретирует человек, а он существо субъективное, поэтому 100% объективности быть не может. Но когда интерпретация станет достоянием многих людей, и будет обсуждена с разных сторон и позиций, наверное, общее и будет объективным отражением того, что происходит в культуре и образе мира.
- Мне кажется, очень важно, что это научное дело так же, как православное христианство, объединяет людей и именно в их самобытности.
- И ещё объединяет людей любовь к своей культуре. Ведь такого рода массовые эксперименты позволяют зафиксировать реальное состояние культуры на определённый момент существования данного этноса. Это своего рода способ остановить мгновенье, проявить во вне целостную систему той или иной культуры.
- Ну, всё-таки нам очень важно не только себя, но и друг друга понимать, особенно когда мы живём вместе, правда?
- Естественно, но для этого нужно, прежде всего, хотеть друг друга понимать. Моя работа в государственной комиссии филфака ЯГУ была тем ещё приятна и интересна, что меня изумила искренняя любовь студентов-якутов к русской культуре, литературе, к русскому языку. Настолько это поразительно и радостно в наше сложное время! Видно было, что те дипломные работы, которые они писали, те исследовательские проекты, которые выполняли, делались с интересом, а вовсе не из-под палки или по принуждению, это была естественная потребность. Более того, там были дипломные сочинения и заочников, которые живут в отдалённых улусах, работают в сельских школах и изо всех сил стараются донести до своих детей те знания по русской культуре, любовь к ней, которые они имеют. Это и показывает, что на самом деле, антагонизма-то нет, есть желание понять друг друга, найти общий язык.
- Да, несмотря на желание некоторых недобросовестных и амбициозных политиков поссорить наши народы, их развести, мы живём в мире и согласии, которое, даст Бог, будет только крепнуть. Ведь судьбы наши так переплетены, так прочно прошиты взаимной многовековой любовью, что уже невозможно разрушить другого, не разрушив себя. И я надеюсь, психолингвистика тоже послужит укреплению наших связей, потому что недопонимание рождает подозрительность и ненависть, а понимание прощение, мир и любовь. Благодарю Вас, Наталья Владимировна, очень хочется, чтобы Вы приехали к нам ещё.
Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА