МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Со-бытие 

Этика Эльфланда: побеждённое язычество

Размышления над фильмом Хаяо Миядзаки "Унесённая духами"*

Несомненный фаворит "Оскара-2003" в номинации "анимационный фильм", лента Хаяо Миядзаки "Унесённая духами" уже получила восхищённую критику, приз берлинского фестиваля и всемирный прокат (для японского мультфильма редкость). Миядзаки вообще любимец европейской критики и самый известный за пределами Японии режиссёр-аниматор. "Принцесса Мононоке", "Могила светлячков", "Мой сосед Тоторо" - эти фильмы уже собрали несколько призов; Американская Киноакадемия, как всегда, спохватилась последней. Как, впрочем, и Ваш покорный слуга, который пишет свои размышления тогда, когда все, кто хотел посмотреть фильм, уже посмотрели, а кто не хотел - все равно не посмотрит.

Фильм рассказывает о приключениях девочки Тихиро, прозванной Сен, в стране "ками" - японских богов. "Камикакуси" - это как раз и значит "похищение духами", есть даже такой жанр в японской средневековой литературе, который как раз и рассказывает о таких похищениях. Из нашего фольклора это больше всего похоже на классическую волшебную сказку со всем, что положено: нарушением ритуального запрета, необходимостью поступать на службу к потусторонним силам, волшебным помощником-оборотнем, далёким странствием за снятием заклятия и так далее (см. Проппа, "Исторические корни волшебной сказки").
Кстати, о Проппе. Создаётся ощущение, что Миядзаки читал Проппа очень внимательно. Во всяком случае, то, как он играет с архетипами - просто прелесть! Но ощущение, скорее всего, неправильное - Миядзаки не Проппа читал, а очень хорошо чувствует дух сказки, её атмосферу, её скрытые механизмы и тайные законы. Поэтому, несмотря на всю "современную" обстановку в мире духов (под грандиозной баней время от времени проносится поезд, боги ездят туда-сюда на лифте, а по вечерам в потустороннем городе зажигается вполне посюстороннее электричество и пристаёт к берегу теплоход), этот мир живёт по архаичным законам: дав слово, от него нельзя отступаться; забыв своё имя, ты рискуешь не вернуться назад, а к сестре Бабы-Яги - тьфу ты, Юбабы! - нужно, конечно же, идти за тридевять земель. Миядзаки устраивает зрителю "камикакуси" в буквальном смысле этого слова: хоп! - и ты уже по ту сторону экрана.
И тут ушами своего сердца я слышу крик: "Язычество! Нью Эйдж!**". А глазами своего сердца вижу спутанную гриву китовраса.
<...> В самом деле, неоязычество наступает семимильными шагами, и на фоне его наступления кое-кто призывает выстроить железный занавес и дать достойный отпор всем сказкам, мифам, Гарри Поттеру и японской анимации. Потому что неоязычество. Всем стоять, всем бояться.
И вот на это я отвечу решительным фигвамом. Нет никакой ложки! Нет в фильмах Миядзаки никакого неоязычества! И вообще в аниме нет неоязычества. Там есть нормальное язычество, потому что японцы - с деда-прадеда нормальные язычники, а никакие не "нео".
И вот как раз нормальное язычество у меня никаких нареканий не вызывает. Потому что, в отличие от неоязычества, в нём нет сладко-гниловатого, как у испорченных яблок, вкуса отступничества. Отступник пытается убедить себя и других, что язычество лучше, гуманнее, добрее и главное - "духовнее" христианства. Настоящему язычнику такое и в голову не приходит, потому что он знаком с подлинным, а не кастрированным для обывательских нужд миром духов - чуждым, временами смешным, а подчас - жестоким.
Тихиро, героиня фильма, девочка лет десяти, вместе с родителями попадает в покинутый парк развлечений, построенный на месте синтоистского святилища. Сначала они проезжают на машине через разрушенный строителями храм и видят разбросанные глиняные домики. "Мама, что это? - Это домики богов, дочка". Кем был разрушен этот храм? Христианами? Людьми, которые отреклись от богов, узнав Бога? Нет, жлобами, которые решили посшибать с туристов немного иен в местности с красивой природой. Однако затея провалилась, жлобы прогорели (не иначе как мстительные духи приложили к этому лапу, хе-хе), а духи никуда не делись и приспособили покинутые людьми строения под свой собственный курорт. Духов изгоняют, их домики ломают, а на их место приходит тотальная бездуховность. Родители Тихиро - неплохие люди, но им хочется срезать дорогу, заодно похвалившись возможностями нового джипа. Но не тут-то было - посреди дороги в землю врыт старый, обомшелый идол, из тех ещё, небось, времён, когда Ходэри-но микото гонял зверя с мягким волосом в тамошних горах. Машина останавливается, пора бы и повернуть: это знак, граница: дальше нельзя! За нарушение люди будут наказаны, боги желают, чтобы их не беспокоили. Но нет: люди прутся напрямик. Родители Тихиро - продукт материальной культуры, устали и хотят кушать. Они не привыкли присматриваться к знакам этой, как её... а, да - судьбы. Нельзя оставаться в месте духов после темноты, нельзя есть пищу нелюдей - родители Тихиро нарушают оба запрета, и за это их превращают в свиней.
"Нью Эйдж" предлагает людям, утомлённым тотальной бездуховностью, собственный рецепт того, как "превращения в свиней" избежать. Нужно, говорит это движение, примириться с миром духов, возобновить с ними отношения, вернувшись к древним обычаям. Претензии Церкви на контакт с Создателем смешны: Господь не может снизойти к нам, человек должен знать своё место, а оно - ступенью ниже "мелких богов", которым нужно почтительно поклониться, чтобы заслужить их прощение. В ответ китоврасы кричат: все "мелкие боги", все эти сиды, кентавры, ками, нимфы, гномы - бесы, а всё, что их касается - бесопоклонничество!
<...> Японцы и кельты ссорились со своими "богами", торговались с ними, воевали, приглашали за стол, брали в жёны и в мужья, усыновляли и удочеряли - это всё похоже на отношения между людьми, а не между Богом и человеком, или даже дьяволом и человеком. Так и у Миядзаки: маленькая Тихиро, чтобы спасти родителей, нанимается к правительнице города духов, ведьме Юбабе, служительницей в баню, заключает с ней настоящий контракт и начинает дружить с остальными слугами и служанками - людьми-рыбами, лягушонком, стариком-пауком Камадзи, который работает кочегаром, и Хаку, мальчиком-драконом.
Как хотите, а слово "дух" мне не нравится и так же мало подходит для перевода слова "ками", как и "бог". Предки называли таких существ "чудами", и в требнике Петра Могилы даже написано о необходимости крестить детей, которые родились от брака человека и "чуда". Потому что чуд, как и человек, принадлежит падшему миру и нуждается в искуплении. И языческие сказки честно предупреждают: нельзя зачаровываться миром чудов. Юбаба попробует украсть твоё имя, дать тебе прозвище - и тогда ты никогда не вернёшься в мир людей, как это случилось с Хаку, который поступил к Юбабе в ученики. Свидетельство язычника Миядзаки мне кажется здесь очень ценным: он предостерегает от того пути, который предлагает "Нью Эйдж", от пути Хаку, попавшего к Юбабе в рабство.
Контакт с миром чудов - всегда нелёгкое испытание. Чуды не всеблаги и не всемогущи, время от времени они требуют человеческой помощи, как несчастный, покрытый дрянью и истекающий нечистотами Дух Реки, которого все принимают за Духа Помоек, требует помощи Тихиро. Именно ей, чтобы досадить, Юбаба поручает эту тяжелую и грязную работу - вымыть существо, которое, кажется, из одной только грязи и состоит. Преодолевая отвращение к страшному смраду, Тихиро моет это жалкое создание и вынимает из него "занозу" - кучу хлама, брошенного людьми в реку, начиная с велосипеда и заканчивая рыболовным крючком! Духи-банщики дружно очищают Духа Рек, и он, чистый и прозрачный, встаёт из купальни, одарив Тихиро чудесным пирожком, который имеет чудодейственную способность - извергать из того, кто его проглотит, всё чужеродное, скверное и злое.
Настоящий язычник (а создатели сказок были самыми настоящими язычниками) знает и ещё одну вещь, которую отрицает отступник: над чудами и духами есть Тот, Кто сильнее. Поэтому они подчиняются закону, который не могут нарушить, даже если очень хотят. Юбаба обязана дать работу всякому, кто у неё попросит, Безликий Демон, воплощение одиночества, не может переступить порог без приглашения, а Тихиро и её родители получат свободу, если Тихиро узнает их среди десяти других свиней. Волей Того, кто создал мир, власть чудов ограничена, как и власть людей. Нужно быть Христом или Христовым, чтобы изгонять бесов. Достаточно быть человеком, быть человечным, чтобы победить Юбабу или Безликого Демона. В сказке побеждает человечность. Катигорошек получает помощь орла не потому, что владеет могучим заклятием, а потому, что укрывает детей орла своим телом от огненного дождя. Тихиро получает волшебный пирожок не через мистическое посвящение, а за трудолюбие и милосердие. Дурак, герой множества сказок - это архетип простеца, того человека, о котором Христос сказал "один из малых сих", ребёнок духом - но не разумом! В сказках такого человека олицетворяет или дурак, или, как у Миядзаки - ребёнок. Это ещё один урок, который дает нам настоящее, а не сконструированное язычество: если тебя уже занесло в мир духов, бери на вооружение не мистические знания, не "тайную доктрину", а сердечную простоту. Иначе погибнешь, как почти погиб Хаку, укравший у ведьмы Зенибы волшебную печать, и не получишь от своих "хозяев" ни спасения, ни помощи: Юбаба приказывает слугам дождаться, пока Хаку умрёт и достать из него печать и швырнуть его в яму, где живут вечно голодные черные твари без форм и образа. Только любовь Тихиро спасает Хаку, только её детская простота даёт ей отвагу, чтобы раздавить босой ногой заклятие, которое Хаку почти убило.
Но простота Тихиро спасает не только Хаку: она создаёт вокруг своеобразное "поле", целительное для всех, кто в него попадает: Духа Реки, банщицу Рин, Безликого Демона одиночества, огромного младенца - сына Юбабы, и, наконец, саму Юбабу. Все просыпаются ото сна, словно вдохнув чистого воздуха. Контакт чудов и людей - испытание не только для людей, но и для чудов тоже. И тут я подхожу к самому главному выводу, который вынесла из кинотеатра. А именно: как человека, так и "духа" это испытание может укрепить - и может убить. И именно это имеет в виду Первая Заповедь - "Слушай, Израиль: Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов перед Лицем Моим!"
Неоязычники часто спрашивают: почему ваш Бог так ревнив? Поклонение другим богам никак не может Ему повредить, Он Творец Вселенной - что же это за мелочность такая, что за ревность? И я не знала, что ответить, пока не задумалась над эпизодом с Безликим Демоном, который потихоньку проникает в баню по приглашению Тихиро. Он и вправду жалок, когда стоит под дождём и чуть слышно жалобно стонет. Но в бане он видит, как слуги и служанки (кроме Тихиро) кидаются на золото, разбросанное благодарным Духом Рек - и решает, что за золото можно купить любовь. И, проснувшись утром, Тихиро видит, как все наперегонки лезут прислуживать Безликому, который кидает золото направо и налево. Ему несут еду и напитки, но он не удовлетворен (потому что он жаждет любви и жалости). И вот он, раздражённый, начинает пожирать тех, кто подходит близко. Ещё немного - и безликий стал бы Безликим Бесом, но Тихиро вовремя дала ему дар Духа Рек и заставила извергнуть всё, что он поглотил.
Рассматривая историю языческих богов, я вижу тысячи безликих духов, которым никто не поднёс горькой пилюли - напротив, когда они начали пожирать людей, мы поощряли их всё сильнее: "Служили истуканам их... и приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам" (Псалтирь 105:36,37). Неоязычники говорят - это существо не бес, поэтому "приидете, поклонимся". Нет, возражаю я, заручившись поддержкой Миядзаки, именно поэтому поклоняться и нельзя, тем паче нельзя, если они не бесы, а просто "чуды", "старшие дети", как назвал их Толкиен. Нельзя, потому что поклонение их развратит <...>.
Такова этика Эльфланда, как её показал Миядзаки. Будь простым. Будь честным. Будь бескорыстным. Как дитя. Как Тихиро. Как дурачок Иванушка. <...>

Ольга Брилёва

*Полный текст: http://forum.tolkien.ru/index.php?topic=4079.120#msg101524
**"В современном мире широко распространились религиозно-мистические группы, именуемые "религиями Новой эры" (или "Нью эйдж"). Движение ньюэйджеров, оформившееся в 70-80-е годы в западных странах, представляет собой сплав различных верований, оккультизма, теософии, астрологии, пантеизма и язычества... Сегодня это движение, ставшее частью масскультуры, приобрело популярность во многих слоях общества. В зарубежных странах, как, впрочем, и на российских просторах, группы ньюэйджеров нередко предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров..." (См.: И.А. Кантеров, доктор философских наук, профессор МГУ, зампредседателя Экспертного совета религиоведческой экспертизы при Минюсте России. "Последователи "Нью эйдж" не нашли своё место в церкви: Ватикан опасается новых религиозных движений". http://evduluman.narod.ru/New_Age02.htm).
Hosted by uCoz