|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Очередной опрос был посвящён теме: "Язычество - наше прошлое, настоящее или будущее?". В нём приняло участие 109 студентов ЯГУ.
На первый вопрос: "Знаете ли вы, в чём разница между язычеством и
христианством?" 30 человек ответили утвердительно, но знанием
своим делиться не захотели. 25 респондентов честно признались: "нет, не
знаю". Смутно представляют себе разницу между язычеством и христианством
12 студентов. 35 придерживаются стереотипного (но не совсем верного) мнения,
что "язычество - это многобожие, поклонение природным силам, а христианство
признаёт одного Бога - Христа". Остальные дали собственные определения
(орфография сохранена):
"Христианство - тоже самое язычество, только подкорректированное законами
людей. В христианстве в мест природы, случайностей и другие факторы природы
стоит один Бог";
"В язычестве богов много, а в христианстве Бог один. Некоторые подразумевают
под христианством Господа, некоторые Иисуса". Прямо как в анекдоте: "Вы
знаете, оказывается, Карл Маркс и Фридрих Энгельс это не муж и жена, а четыре
разных человека!";
"Язычество - это когда жертвоприношение, а христианство - это гуманность";
"Язычество - rulez! (это значит - "супер!", "круто!" родного сленга не
хватает, используем американский - Н.С.) В нём истина, которая не требует
доказательств. (о. Андрея Кураева на вас нет! Предъявите аргументики!)
Разница в воспринимании бытия";
"Язычники не верят в Бога, а христианство - это религия. Они должны верить
в Бога". Как говорится, должны, но не обязаны. Насильно никого "вступать
в христиане" не заставляют;
"Вера в Бога это христианство";
"Язычество это вера в духов. Христианство - вера в Бога";
"Язычество - это вера до христианства у славян, язычники верили в разных богов,
не запрещались жертвоприношения, а христианство сплотило людей";
"У язычников, кажется, нету одного бога ("нету" - не хватает, что ли?),
и они не верят в него. А христианство наоборот - у них есть Бог";
"Язычество - это когда не веришь в Бога или определённая народность верит
лишь своим богам. Я, например, язычница или, лучше сказать, атеист. Я не
верю в Бога". Так атеист или язычница? Определитесь, девушка!
Второй вопрос был сформулирован не очень удачно: "Как вы думаете, законы духовного мира едины для всех или каждый народ выстраивает с Небом свои отношения?" Авторам казалось, что в нём заложена чёткая альтернатива: или-или. Некоторые студенты её не увидели. Но большинство были категоричны: 60 человек сказали, что каждый народ строит свои, особенные отношения с Небом. 30 человек уверены, что законы духовного мира для всех едины. 16 человек затруднились ответить.
На третий вопрос - "Что для вас явилось или может стать решающим в выборе веры?"
было предложено 13 вариантов ответа. Многие респонденты выбрали по 2 - 3 из них.
Один товарищ выделил аж половину - нелегко его будет заманить в секту, молодец!
Но абсолютным лидером стал первый вариант "традиция, воспитание", его выбрали 67 человек.
Для 40 студентов важен "собственный духовный опыт (когда вы убеждаетесь,
что ваше обращение к тем или иным силам приносит ощутимый результат), метод
проб и ошибок". Метод, на наш взгляд опасный. Обращение к колдунам,
например, тоже может принести "ощутимый результат" - и дай Бог, чтобы он
заключался только в облегчении кошелька.
Одинаковой популярностью пользовались варианты "интеллектуальный и философский
поиск, размышления, тот факт, что в вероучении вы находите исчерпывающие ответы на
волнующие вас вопросы"; "неосознаваемое чувство, ощущение, что здесь - Бог"; "чудо" - по 27 голосов.
17 человек сочли решающей "встречу с замечательным человеком, которого вера
настолько преобразила, что хочется так же измениться самому".
Для 15 студентов важна "любовь к созданному на основе этой религии искусству -
литературе, музыке, живописи, архитектуре, хореографии".
14 респондентов желали бы заручиться "обещанием, что здесь я получу счастье, успех,
обрету уверенность в себе". Такими обещаниями обычно разбрасываются деструктивные
секты. Будьте бдительны, господа! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
13 студентов учли бы "советы и пример друзей, близких, родственников".
12 человек может тронуть "красота обрядов, богослужения".
11 респондентов выбрали вариант "что-то ещё". Один молодой человек расшифровал
эту формулировку так: "Встреча с Богом или каким-либо другим высшим существом".
Ещё вариант: "Любовь к человеку другой веры".
"Изучение природы, открытия естественной науки" назвали 8 человек.
К чести нашей молодёжи, вариант "популярность, мода" выбрали всего трое.
Огорчает только, что на разум полагается очень небольшая часть якутских студентов.
Видимо они считают, что интеллект в делах духовных не нужен. Это глубокая ошибка.
Ум, образование, занятие наукой вере не только не помеха, но и союзники. Огромное
количество великих учёных были весьма религиозными людьми: Кеплер, Лейбниц, Ньютон,
Ломоносов, Ампер, Ковалевская, Пастер, Попов, Менделеев, Павлов и многие другие.
Богослов о. Андрей Кураев предупреждает: "Входя в Церковь, нужно снимать шляпу, а
не голову". Думаю, этот совет актуален как никогда.
Наталья СОКОЛОВСКАЯ.