|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Не все вопросы, которые задают наши читатели, присылаются на конкурс. Большинству важнее услышать ответы, нежели получить приз. Впрочем, одно другому не мешает. Поэтому мы решили не разделять по разным рубрикам ни тех, кто вопросы ставит, ни тех, кто на них отвечает. Тем не менее, конкурс на лучшие вопросы продолжается. Вы можете задать их по своему желанию:
Пишите нам, адрес электронной почты указан в конце газеты.
Отвечает священник Михаил Зайцев:
- Мне трудно выстаивать в храме всю службу. Уходить раньше совестно - бабушки молятся, а я не могу. Опаздывать тоже нехорошо, другим людям мешаешь молиться. Как быть? Максим.
- Самое главное - не надо "выстаивать". За службой надо молиться. Другое дело, что в это вырасти надо. Но ничего доброго без понуждения не бывает. Начните с малого: каждую неделю, хотя бы раз - в субботу вечером или в воскресенье утром - приходите на богослужение и относитесь к этому как к приглашению самого дорогого человека. Ну, представьте, Вас любимый, уважаемый, дорогой человек пригласил к себе, все остальные гости собрались, а вы к концу встречи явились - хорошо это будет, красиво? Благоговейное отношение должно быть. Осознать важно - к Кому иду! Кто позвал меня и для чего!
Но чтобы развернуться от себя, осуетившегося, замороченного повседневными делишками, в сторону Истины, Любви, Бога, понуждать себя надо. Никто в один день не становится молитвенником. Мы всего сразу хотим. Скажи честно: "Господи, не могу я пока всю службу стоять", но, что очень важно, - не для самооправдания, а для самоукорения: "Да, я, грешник, сегодня ещё не могу молиться, как другие, но я понимаю, что это от того, что я далёк от Тебя, Господи, как я хочу стать ближе к Тебе! Помоги!" Но без собственного усилия с места не двинешься. Стой, сколько сил хватит в молитве, а когда уже не можешь, постарайся ещё чуть-чуть постоять, мысль удержать, а потом ещё чуть-чуть, когда уже молиться не получается, укоряя себя за то, что такой нерадивый. Не надо пытать себя службой, но и оправдывать свою лень не следует тем более.
- Как научиться выражать свою любовь? Это мне кажется труднее, чем любить. Чем ближе и дороже мне человек, тем труднее ему говорить хорошие и добрые слова и выразить свои чувства. А я вижу, что люди, которые рядом, из-за этого страдают. Почему так? Это что, неумение любить? Вероника.
- Здесь можно о разных вещах говорить. У людей, например, бывает комплекс стыда перед добродетелями. Ведь мы воспитаны в обществе, где хамство и гадости воспринимаются как норма, а святость у нас - изгой. И бывает, что внутренний комплекс, боязнь святости не позволяет нам о любви сказать. Знаете, как человек, который никогда не бывал на великосветских приёмах, где стол сервирован по всем нормам, теряется, неловко себя чувствует, ему всё непривычно, он мечется, чувствует свою ущербность. Так и здесь - человек не привык в этом жить, его этому не научили. Тут я бы посоветовал: сделай то, что можешь на сегодняшний день. Если постоянно и искренно делать то, что мы можем сегодня, раз за разом потенциал наш растёт. Я по себе это знаю. Мне тоже хотелось сказать человеку, как он мне дорог, как я его люблю, но я понимал: если я сейчас начну говорить - это будет фальшь. Поэтому надо сказать то, что я сейчас могу искренно произнести. В следующий раз мы ещё по этой дистанции продвинемся.
Но я всё-таки больше хотел бы сказать другое: этому не надо учиться, в этом надо жить. Учиться этому не у кого, кроме Христа. А у Христа надо учиться жизненным переживаниям - тому, как, с каким сердцем надо жить вообще. Поэтому не выражению чувств надо учиться, а просто жить во Христе.
Вот, например, Вероника хочет высказать любовь к близкому ей человеку. Но если она замкнулась на себе и на объекте своих чувств, много здесь не сделаешь. Надо всегда в наши отношения с кем бы то ни было вводить Христа. Вот тогда очень быстро, просто и гармонично всё получается.
Другой вопрос, готов ли человек нас услышать. Поэтому всё со смиренномудрием надо делать. Понятно, что прежде чем кому-то что-то сказать, надо проанализировать ситуацию, всё взвесить, подумать, что нужно сказать, что будет уместно.
Отвечает епископ Якутский и Ленский Зосима:
- Мои родственники - язычники, они и слышать не хотят о Христе, но люди очень хорошие, добрые, я сама у них учусь тому, как надо относиться друг к другу и к другим людям. Как мне, христианке, быть? Как убедить их, что они по сути уже христиане, как рассказать об истинной вере и не поссориться? Анна.
- Главное - относиться к близким с любовью, стараться понять их. А любовь предполагает молитву. Православные христиане молятся ведь не только за верующих. Молитва за неверующих - это жертва нашей любви: "Господи, если будет воля Твоя, приведи к пути спасения близких моих и любимых". Молитва смягчает сердца людей, за которых молятся. Кроме того, надо всегда поступать по совести. В быту ведь мы часто отказываемся от Христа ради греха. Надо постараться очень мягко объяснить, почему для вас так важно соблюдать пост, молиться, ходить в храм, не смотреть некоторые фильмы и телепередачи - то, что часто вызывает раздражение. А иногда лучше и уступить ради мира и покоя в семье, если вопрос не принципиальный. В любом случае, если близкие будут видеть в вас настоящего христианина, которого вера делает всё добрее, сердечнее, щедрее, мягче, проще, скромнее, спокойнее, научает прощать, то они и к христианству изменят отношение. Часто ведь, по слову апостола, имя Божие хулится у язычников из-за нас, из-за наших грехов. Бывает, мы проповедуем любовь и терпение, а являем образец раздражительности, нетерпимости, гордости. Такой человек никого к Христу не приведёт. Скорее, наоборот.
- Мы хотим крестить тяжело больного ребёнка, с отставанием в развитии. Но у нас нет крёстного отца. Как найти хорошего крёстного отца, который бы молился о нашем мальчике, если все вокруг неверующие? Елена.
- Дорогая Елена, ну, во-первых, ни один священник не откажет в крещении больного ребёнка, даже если нет крёстных. Священник в любом случае будет молиться о крещаемом им чаде, потому что его нравственная обязанность поминать в молитвах всех, кого он крестил. Но, конечно, лучше иметь крёстных родителей. Для мальчика желательно отца. Когда дети вырастают, они крёстному порой задают такие вопросы, которые родителям не решаются. Но главная и святая обязанность крёстных - молиться за своих духовных детей. Кроме того, они должны рассказывать своим крестникам о Боге, водить в храм, стараться причащать, заботиться о нравственном воспитании. Что делать, если среди знакомых нет человека, который бы захотел молиться о вашем мальчике? Молитесь, чтобы Господь послал вам доброго, заботливого молитвенника-крёстного. Можно подойти к любому мужчине в храме и попросить его об этом. Не думаю, что верующий человек откажется взять на себя такую хоть и тяжёлую, но спасительную обязанность. А может, кто-то из читателей "Логоса" сам постарается Вас найти, предложит помощь. Главное - не откладывайте крещение, почаще приводите сына в храм, причащайте его, учите молиться и молитесь сами.
Отвечает редактор Ирина Дмитриева:
- Уважаемая Ирина Александровна, в нашей церкви евангельских христиан учат, что православные занимаются идолопоклонством, когда поклоняются иконам. Это отступление от христианства к язычеству, ведь в Библии чётко сказано: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх 20. 4 и Вт. 5. 8). Только упрямые люди не хотят этого понимать. Татьяна.
- Уважаемая Татьяна, верно, в Ветхом Завете сказано, что люди не должны изображать Бога, Которого невозможно увидеть, не должны придумывать Его зримый образ. Но, как Вы знаете, с тех времён, когда Богом была дана эта заповедь, в мире кое-что произошло, а именно - Господь воплотился в Сыне Своём Иисусе Христе. Люди получили возможность ВИДЕТЬ Живого Бога и с тех пор запрет на изображение ни разу повторён не был. Это естественно, как и естественно стремление людей запечатлевать видимое в зрительных образах, а слышимое - в образах словесных. Ведь Евангелие - это тоже образ (по-гречески - икона) Бога, только обрисованный словами.
Неужели у тех, кто читал Новый Завет, снова возникает вопрос, некогда волновавший Филиппа, на который Сам Спаситель ответил: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его... Видевший Меня видел Отца..." (Ин. 14. 7, 9).
Я знаю, что протестанты отвергают Святое Предание - бесценный опыт жизни многих поколений людей во Христе - и поэтому не верят, что первым иконописцем был апостол Лука. Но не можете же вы отвергать тот факт, что Иисус Христос отОБРАЗил Свою икону на Плащанице?
Кроме того, вас, видимо, неправильно информировали. Мы не поклоняемся иконам, мы их ПОЧИТАЕМ. А поклоняемся ТОЛЬКО Богу. Седьмой Собор уточнил принципиальную разницу: есть поклонение как всецелое служение - и оно надлежит только Богу, и есть поклонение как почитание, как воздание чести - и оно возможно по отношению к образу. Иначе четвёртая заповедь Моисея войдет в прямое противоречие с пятой: "Чти отца твоего и матерь твою".
Я не знаю, что мешает понять (упрямство или что-то иное?), но мы не идолопоклонники, потому что поклоняемся не доскам, не краскам, не бумажкам (которые тоже, бывает, мироточат). Мы поклоняемся Тому, кто запечатлён с их помощью. Понимаете? Чтим образ и поклоняемся Первоообразу. Когда вы показываете фотографию своих родителей или друга и говорите: "Это мама, это папа, а это Коля", разве вы не понимаете, что изображения на клочке бумаги вовсе этими людьми не являются? И разве, если Вы в порыве любви целуете фотопортрет любимого, то поклоняетесь ему как идолу?
Икона для нас - как окно в мир невидимый, но открывается оно не всем, а лишь тем, кто правильно к ней относится. Это правда, икона может стать идолом, и тогда христианин превращается в язычника. Но это - против нашей веры. Доказательство? А что, Вы думаете, делают с иконами, которые приходят в негодность? Их уничтожают. Почему это возможно? Да потому, что в молитве мы обращаемся не к доске, а к Живому и Личному Богу. И лишь в той мере, в какой икона помогает нам обращаться к Личности Богочеловека, мы её приемлем. А в том, что образ помогает молиться, вы можете легко убедиться сами, когда, молясь, устремите свой взор не в тарелку с супом, а на Лик Спасителя.