|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Уже два года кандидат богословия, иеромонах Серафим (Рошка) читает лекции студентам русского отделения и отделения рекламы и связей с общественностью ЯГУ.
Сегодня отец Серафим - наш гость.
- Отец Серафим, что Вы, богослов, преподаете в светском учебном заведении?
- Курс называется "Основы православной культуры", но поскольку студенты - филологи, то мы соединили его с русской классической литературой. Общеизвестно, что русская классика - одна из вершин мировой литературы и культуры. Естественно, что она теснейшим образом связана с той культурой, которая в течение тысячелетий формировалась в России, и которая, в свою очередь, неразрывно связана с Православием. Не случайно русская культура не только поднимает вечные проблемы, и вечные ценности - добра и зла, нравственной ориентации личности, жизни и смерти, но и решает их так, что это становится значимо и интересно всему миру. Для меня вся русская литература - гимн Христу, христианству.
- А есть ли необходимость в таком курсе?
- Само слово "образование" происходит от слова образ. То есть для того, чтобы образовывать человека, формировать в нем определенный образ, надо его иметь. А какой образ может предложить современный антихристианский мир? Рембо? Человека, который живет "основным инстинктом"? Необходимы действительно серьезные культурные ценности, которые бы образовывали полноценного, культурного и грамотного человека, способного к созиданию, а не к разрушению жизни общества. Но именно Православная Церковь содержит в себе тысячелетнюю традицию тех духовных идеалов, которыми жил и живет русский народ и другие православные и неправославные народы России.
Подготовка студентов идет в основном по двум направлениям - техническому и гуманитарному. Если первое помогает человеку ориентироваться во внешнем, материальном мире, то второе формирует внутренний мир личности, его культурный потенциал, мировоззрение, мироощущение, этику, эстетику, нравственность. Но именно гуманитарные науки в советское время подверглись наибольшему насилию, когда человеку навязывалось вполне определенное понимание творчества литераторов, от которого нельзя было отступить. Нам нужно избавляться от стереотипов.
Когда общаешься с современными студентами, вспоминается произведение Тургенева "Отцы и дети". Базаровский нигилизм очень часто является их внутренним миром. Для меня одна из самых больших проблем - как человека с подобным менталитетом приобщить к той глубочайшей двухтысячелетней традиции вечных истин и ценностей, которые несет в себе гуманистическая культура. Мне кажется, от того, сможем ли мы вернуться к первоосновам созидательной культуры, зависит все наше будущее.
Но, конечно, начинать приобщение к этим ценностям надо не со студенческой скамьи, а с семьи, со школы. Тогда студенты будут способны воспринимать те элементарные, с точки зрения нравственности, духовности вещи, которые мы пытаемся до них донести. Если мы не сможем этого сделать, тот хаос, разложение, жестокость, безнравственность, в которой уже захлебывается современное общество, будет нарастать. Нужны четкие критерии, культурные нормы, которые бы формировали личность.
- Но это дело будущего, а с сегодняшними студентами - такими, какие они есть, - вы находите общий язык? Они слушают Вас, понимают?
- У нас идет живой, полноценный диалог - это самое главное. Причем, те студенты, к которым я прихожу второй год, лучше воспринимают то, что им говоришь. Не секрет, что мы потеряли несколько поколений и в плане культурном, и в образовательном, и в воспитательном. Но современная молодежь понимает, что если хочешь в жизни чего-то добиться, то надо учиться. В моду входит образование. Поэтому молодежь открыта для всего нового, готова учиться.
Наши лекции посвящены литературе, но когда возникают какие-то нравственные аспекты, я как священник рассказываю им примеры из жизни. Однажды одна девушка спросила: "Батюшка, а, вообще, зачем Вы пришли к нам?" Я ответил, что придет момент, когда они в жизни столкнутся с подобными ситуациями, и тогда вспомнят о наших беседах: "Приходил один монах, пытался нам что-то объяснить, от чего-то предостеречь".
- Но никакого насилия не происходит?
- Происходит разговор, который заставляет думать. Если мы начнем что-то вдалбливать, никто ведь не станет слушать. Но есть другой момент. Христианство - это религия взрослого человека, где он встречается не только с живым, но и с мудрым Богом, являющимся источником жизни. А очень часто мы бываем не готовы к этой встрече. Порой, когда приводишь ту или иную аргументацию, примеры, и молодой человек сердцем понимает, что это так, видишь, как он просто пытается убежать от истины, закрыться, и не столько от диалога со мной, сколько от серьезного разговора с самим собой. Мне остается только забрасывать зернышко, которое начнет давать плоды, когда человек повзрослеет, и перед ним встанут реально те проблемы, которые сегодня существуют лишь теоретически.
Недавно, разглядывая библиотеку кафедры рекламы и PR, я заметил, что появилось много методических разработок "Христианство и Гоголь", "Христианство и Достоевский", "Христианство и Толстой", или, например, "Идеал христианской любви в повести Гоголя "Тарас Бульба". Как прекрасно, что такие темы появляются в высшем учебном заведении!
Меня радует, что мы начинаем прямо смотреть друг другу в глаза. Определенная часть творческой, мыслящей интеллигенции понемногу поворачивается к Церкви. Она не только соотносит принципы своей жизни с христианскими нравственными нормами, но и по-настоящему пытается войти в церковную жизнь. Это обогащает и нас - церковных людей, и самих интеллигентов, потому что дает творческий импульс для развития внутренних сил, новых исследовательских работ, нового взгляда на мир. Душа, от прикосновения к колоссальному духовному опыту Церкви оживает.
Беседу вел Сергей Соколов