|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Многим это утверждение может показаться диким, но в каком-то смысле православные должны быть благодарны русской революции, гонениям на Церковь в Советском Союзе и тому расцерковлению общества, которое произошло на Западе. Почему? Да, потому что во многом благодаря этим огненным испытаниям, которых христиане, по слову апостола Павла, не должны чуждаться, православные осознали необходимость свидетельства о своей вере перед лицом внешнего мира, причем не как о региональной версии христианства, но как о полноте Истины, чистой и неповрежденной сокровищнице спасения. Немалую роль в становлении этого свидетельства на Западе сыграло Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД) и возникшее позднее всеправославное молодежное братство "Синдесмос", которое объединяет ныне множество отдельных молодежных организаций по всему миру.
Зародилось студенческое движение православных христиан еще в прошлом веке. Революция, оборвав находившееся на подъеме русское религиозное возрождение, выбросила за границу огромное количество интеллигенции. Многие ее представители еще на Родине утратили во многом церковность. Но в условиях эмиграции потерявшие родину люди стали искать в Православии фундамент собственного бытия в иной культурной и цивилизационной среде.
Помочь найти верное понимание христианской веры, не ограниченной национальной Церковью, обрести жизнь во Христе, осмыслить Церковь как Столп и Утверждение Истины, взялись энтузиасты - священники и миряне, оказавшиеся в эмиграции. Их миссия очень скоро вышла за рамки воцерковления узкого круга русской эмигрантской интеллигенции. Живя среди инославных и неверующих, они стали, с одной стороны, свидетельствовать о Христе секулярному Западу, а с другой - пытаться увидеть в том же Западе его христианские корни, которыми он питался на протяжении столетий. Поэтому естественно, что представители молодежных православных кругов стали налаживать контакты с западными христианскими деятелями и организациями.
Из последних следует в первую очередь упомянуть YMCA (организацию молодых христиан), и WSCF (Международный студенческий христианский фонд). Польза от такого рода контактов была двусторонней: с одной стороны, православные учились многим важным навыкам в организационной, миссионерской и педагогической деятельности, которые поставлены на Западе несравненно лучше. Немаловажно и то, что эти организации обеспечивали христиан России литературой: так, известное издательство YMCA-press на протяжении всего советского периода печатало не только русских диссидентов, но и Библию, и труды религиозных мыслителей.
С другой стороны, Западу открылось богатство литургики Востока, ранние греческие Отцы Церкви - то, чего Запад долгое время не знал, не признавал, недооценивал. Таким образом появляются в Англии братство св. Бенедикта, братство св. Сергия и св. Албана, во Франции - братство св. Фотия и ряд других интерконфессиональных организаций, которые устанавливали богословское и человеческое общение между православными и Церковью Запада, исследовали традиции, унаследованые западными и восточными христианами от неразделенной Церкви.
Эти контакты, происходившие в тридцатых годах XX века, породили такой интересный феномен, как "православие западного обряда", когда отдельные группы католиков присоединялись к Православию, сохраняя при этом особенности богослужебной жизни, например, римскую мессу, например. На мой взгляд, это оправдано, учитывая, что литургические различия между Западом и Востоком возникли значительно ранее раскола единой Церкви в 1054 году. Отец Лев Жилле, обратившийся в Православие из католичества, выразил эту мысль так: "Православие не является византийским или славянским, оно универсально и задача православных верующих в странах Запада состоит в том, чтобы создать образ Православия, соответствующий Западу, который, благодаря обращению к местному литургическому материалу, может существенно отличаться от Восточного обряда".
Что же такое христианское молодежное движение в современном западном мире? Чрезвычайно широкой была и остается деятельность YMCA. Это своего рода "протестантский комсомол", который объединяет 18 миллионов молодых христиан западного мира. Главная задача этой организации - "Воплощать в жизнь христианские принципы посредством программ по оздоровлению тела, души и духа". Отсюда и разнообразие занятий ее членов - они занимаются спортом, проповедуют Евангелие, помогают в больницах, летом организуют детские лагеря отдыха - то есть совершают свое служение на пользу обществу, в котором они живут.
Но и православное молодежное движение на Западе не заглохло. Около 150 православных организаций и богословских учебных заведений из различных поместных Церквей объединены федерацией "Синдесмос", что в переводе с греческого означает "связующее звено". Цель этой организации - преодолеть национальную замкнутость, соединить усилия молодежных христианских организаций для более эффективного свидетельства о Христе перед внешним миром, координировать усилия отдельных организаций в деле проповеди Христа и служения обществу. Синдесмос в каком-то смысле представляет собой на практике воплощенную идею единства Церкви. Обычно мы ощущаем это единство лишь в литургическом общении, невидимым образом, и часто оно остается для нас отвлеченной богословской категорией. Совместная же деятельность - конференции, школы, лагеря, поездки - как раз помогает преодолеть ограниченность и замкнутость. Немаловажно и то, что Синдесмос, будучи открытым для внешнего мира, способствует богословскому межконфессиональному диалогу, но, оставаясь верным православному учению, делится с христианами других конфессий богатством Православия.
Если вы владеете английским языком, загляните на сайт Синдесмоса. Там вы найдете более подробную информацию об этом движении и, может быть, захотите в него включиться.
Андрей Филиппов