|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
Имя Андрея Геласимова в нашей республике известно, по крайней мере, тем, кто учился и работал на факультете иностранных языков ЯГУ. Андрей Валерьевич кандидат филологических наук, был доцентом кафедры английской филологии ФИЯ. А потом, для многих неожиданно, попрощался с университетом, забрал семью и стал жить в Москве. Но даже сегодня, когда литературное творчество нашего земляка становится популярным не только в России, но и за ее пределами, к стыду нашему, не все якутяне знают о том, что Андрей Геласимов - большой и настоящий писатель.
В прошлом году вышла в свет его книжка, которая носит название титульной повести "Фокс Малдер похож на свинью". В нее также вошли рассказы "Ты можешь", "Чужая бабушка", "Нежный возраст" (опубликован в журнале "Октябрь" № 12, 2001), "Жанна". В ближайшее время его "Фокс Малдер" увидит свет во Франции.
В январе этого года вышел новый роман Геласимова "Год обмана", о котором уже успели отозваться весьма положительно такие критики как Андрей Немзер, Роман Лейбов, Дмитрий Бавильский, Петр Алешковский и другие. Презентация этого романа прошла в Киеве во время празднеств, посвященных завершению года дружбы России и Украины. На ней присутствовали поэты Вера Павлова, Татьяна Щербина, прозаики Вячеслав Пьецух и Анатолий Ким, а также министры культуры России и Украины. Полмесяца спустя подобная презентация была проведена и в Москве, в присутствии представителей московских и петербургских издательств, бывших студентов Андрея Валерьевича из Якутска, литературных критиков, журналистов, а также прошлогоднего лауреата премии Аполлона Григорьева Андрея Дмитриева.
Андрей Геласимов лауреат премии Апполона Григорьева и шорт-листер премии Ивана Петровича Белкина. Была еще премия журнала "Октябрь" пару месяцев назад. А недавно "Литературная газета" опубликовала списки претендентов на литературную премию "Национальный бестселлер", и снова в нем произведение нашего земляка: повесть "Жажда" (опубликована в ж. "Октябрь" № 5, 2002).
Мы обещаем знакомить вас с творчеством этого замечательного писателя, а сегодня предлагаем вашему вниманию его необычную "Биографию", которая была написана для немецкого издательства.
Человек рождается на свет в такой форме и в таком состоянии, что он одним своим видом способен растрогать любое сердце. Чем больше проходит времени, тем меньше остается желающих его полюбить.
Это не то, чтобы несправедливо, но, тем не менее, от этого немного обидно. Получается, что самые главные свои победы ты одержал, когда в длину был не более шестидесяти сантиметров. После этого все уже шло на спад.
Самое трудное на свете - рассказывать о себе. Проблема выбора слов. Какое прилагательное описывает то, что является тобою? И тем более - то, что являлось. Поскольку суть любой биографии таится в грамматической категории прошедшего времени. Будущее время легкомысленно и поверхностно. У настоящего слишком сухие черты. Американцы говорят: "businesslike". Отсюда - легкое волнение и глуповатый вид, когда начинаешь вспоминать то, что было. Потому что, в конце концов, все это важно только для одного человека. Для одного единственного. Даже твоих детей это интересует не больше, чем документальные фильмы от "National Geographic". Хотя - и не меньше. Что радует, поскольку в этом отношении ты можешь рассчитывать, по крайней мере, на то же внимание, что африканский слон. Или гепард. Потому что про хищников детям нравится больше. Бегут, догоняют, рвут на части. Намного интереснее, чем жизнь травоядных.
Тогда ты садишься и начинаешь думать - за какую из этих двух команд играешь ты? Вернее, играл до сих пор. Поскольку речь идет о категории прошедшего времени.
Давным-давно, когда ты понял, что внутри тебя живет что-то еще, ты превратился в пантеру. То, что было внутри, смотрело на мир не так, как смотрели твои одноклассники. Иная степень интереса к жизни. Звуки, запахи, краски, слова - все другое. Учительница сказала маме: "Это талант", и все одноклассники немедленно превратились в травоядных. Нельзя говорить такие вещи при ребенке, который стоит тут же, в школьном коридоре, и ковыряет ногтем пузыри свежей краски на подоконнике. "Перестань", - сказала мама и взяла тебя за руку. Спускаясь следом за ней по школьным ступеням, ты ощутил в своей походке новую для тебя упругость. Это была пантера.
Четверть века спустя ты собрался со своими детьми на пикник, но велосипед пришлось оставить дома. Не было денег на новое колесо. Зато в лесу встретился с бывшими одноклассниками. Твои дети сидели в их "БМВ", а ты пил "Hennessy" вместо пива. Одноклассники спрашивали: "Ну, как у тебя?", и ты отвечал, что заканчиваешь новую повесть. Аромат коньяка кружил голову, и ты думал: "Какого черта мы поперлись на этот пикник?" Потому что пантеры уже не было. В лучшем случае - уставшая, встревоженная антилопа. Которая догадывается, какой конец ее ожидает.
Выходит, что играть приходилось за обе команды. В чем, вероятно, и состоит хитрый план Бога. Чтобы ты знал - какого цвета небо на той стороне.
И не дергался.
Потому что надо просто продолжать писать.
Андрей Геласимов