МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Германа
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

Икона - зеркало молитвы

Человек, открывший для себя Православие, неожиданно обнаруживает, что целая область жизни, причём, самая важная её область, была для него доселе белым пятном. Каждый неофит в этом смысле похож на Колумба, который открывает, что Америка это не Индия, и перед ним целый неизведанный континент. Вполне понятно поэтому, что начальный период воцерковления становится для многих временем усиленного навёрстывания упущенного. А теперь представьте себе человека, который голодал несколько недель, а потом попал в мясную лавку, где начал всё скупать и есть без разбора. Хорошо если он отделается легким расстройством желудка, а то и смерть приключится. Многочасовое чтение книг (редко Евангелия), хождение в храм на все возможные службы, зуд поговорить на православные темы, ревностное соблюдение постов и обрядов (редко осмысленное) всё это признаки «голодного в мясной лавке».
Та же опасность существует, когда человек впервые знакомится с миром православной иконы. Часто приходится видеть в церковных лавках прихожан, скупающих после очередного поступления понравившиеся им иконы (скоро они уже не будут знать, куда их деть и кому раздаривать).
Существует несколько правил, которые следует знать и придерживаться их. Во-первых, молимся мы не самой иконе, а тому, кто на ней изображён. В противном случае мы действительно становимся идолопоклонниками, какими нас часто представляют сектанты. Общее святоотеческое правило таково: «Молясь на образ, обращаемся к Первообразу». Во-вторых, иконы в доме это не декоративное украшение. Если вы повесили в квартире икону, то она должна использоваться в вашей молитве, а не просто «быть». Если соблюдать это простое правило, то становится намного легче избавиться от искушения приобрести еще «пяток, другой» икон.
Другое правило касается устройства самого иконостаса. В иконописи есть закон, согласно которому духовная значимость фигуры отражается на её размерах. Например, часто на иконе Входа Господня в Иерусалим, Господь, восседающий на осле, изображается в 3-4 раза больше окружающих Его людей и даже апостолов. В создании домашнего иконостаса необходимо придерживаться того же правила. Иконы Богородицы и святых не должны быть больше икон Христа. Соответственно, и иконы святых не должны быть больше икон Богородицы. На практике приходится видеть другое: рядом с большими иконами Богородицы и прп. Серафима (или прп. Сергия, свт. Николая и др.) ютится маленькая иконка Господа (если она вообще имеется).
Вкус к настоящей канонической иконе необходимо в себе воспитывать. В иконных лавках быстрее всего раскупают иконы яркие, похожие на открытки или картинки. Древние же канонические иконы подчеркнуто строги и сдержанны в узоре и в красках. Икона должна служить качеству молитвы, направлять её. Святые отцы неоднократно предупреждали о том, что чувства не должны руководить молитвой. Не нужно искать в молитве умилений, душевных восторгов и переживаний. Напротив, если заметишь в себе, по святоотеческому выражению, «закипание крови» на молитве, т.е. возбуждённое, взбудораженное состояние от каких-то переживаний, остерегись, ибо это прямой путь в прелесть, т.е. в духовный самообман.
И уж тем более недопустимо во время молитвы искать каких-то чудес, знамений («мне на молитве Богородица с иконы улыбнулась», «мне Господь на иконе пальцем грозил» и т.п.). Во всем этом заметно искание чего-то чувственного, душевного, а не духовного. Как пишет апостол Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор.2, 14). Будучи по природе ещё людьми плотскими, душевными, мы и иконы часто выбираем соответствующие красочные, на которых лики скорее похожи на лица, да и выражение этих лиц нам требуется какое-то умилительное, приводящее в слезливый восторг.
Не того от нас требует настоящая молитва, она должна быть трезвой, приводящей человека к видению своих немощей, а не чудесных знамений. Молитва же, к видению своих грехов добавляет и чувство бесконечной любви Бога к человеку, утешение и надежду на Него и на Его Промысл. Здесь нет места душевным восторгам и экзальтации, потому и иконы канонические могут показаться человеку, ищущему этих восторгов, суховатыми и скупыми на эмоции и чувства. Потому-то и требовалось всегда от настоящих иконописцев не просто умение рисовать, но и настоящая глубокая духовная жизнь. Ведь смысл не в том, чтобы достичь портретного сходства иконы с оригиналом, а в том, чтобы суметь передать богатство духовного мира Господа, Богородицы и святых. Конечно, полностью достичь этого невозможно, в христианстве всегда идеал недостижим, потому что идеал Бог. Зато иконы, приблизившиеся к этому идеалу (вспомним «Троицу» Рублева), становятся шедеврами и действительно помогают человеку правильно строить свою духовную жизнь. Как хорошо сказал иконописец Игорь Кислицын: «Икона вовсе не способ самовыражения, не копирование и не подражание, а молитва иконописца и умножение в мире образа, восходящего к Первообразу».
В заключение хочется привести слова Спасителя: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21), и если наше сокровище в трезвой и рассудительной духовной жизни, то и иконы у нас будут такого же духа, а потому домашний иконостас своего рода зеркало нашего внутреннего мира. Давайте постараемся, чтобы в зеркале этом отражался не «ветхий человек со страстями и похотями», а «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 4).

Иерей Роман Матюков. Храм Новомучеников и Исповедников Российских, г. Алдан

Hosted by uCoz