МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Германа
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

Прощальная речь Архиепископа Якутского и Ленского Германа в градоякутском Николаевском кафедральном соборе

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с праздником Воскресного дня и с продолжающимся попразднованием Преображения Господня! Сегодня за Божественной Литургией читалось святое Евангелие от Матфея о том, как ко Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу подошёл юноша, который, несмотря на свою молодость, был богат, владел имением и имел разум. Он искал смысл жизни редкая черта в молодых людях, ведь молодость не задумывается над жизнью, в молодости человек живёт страстями и делает много ошибок. А вот этот разумный молодой человек подошёл к Спасителю и, кланяясь Ему, спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Этот евангельский юноша (ещё раз похвалим его разум, его рассуждение), задал Господу главный вопрос, который должен стоять перед человеком, перед христианином.
Как часто мы приходим в храм Божий и тоже подходим к священникам со своими вопросами. Но чаще всего эти вопросы касаются нашей текущей жизни, бытовых дел, семейных неурядиц, наших скорбей и болезней. Хотя это совершенно понятно и естественно, но все наши скорби, болезни и неурядицы пройдут. В конце концов, они останутся за порогом нашей земной жизни, а впереди у каждого жизнь вечная, веруем мы в неё или не веруем. Для праведных она радостная, светлая и блаженная. Для грешников и для злых мучительная, ужасная и страшная.
И вот Господь говорит евангельскому юноше и нам одновременно: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди». «Какие?» спрашивает тот. И Христос повторяет общеизвестные заповеди, которые были даны Господом Богом ещё пророку Моисею, за сотни лет до пришествия Христа Спасителя Сына Божия на землю. «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя». Это вечные заповеди Божии, которые Господь говорит во все века всем людям, и нам с вами: «Если хотите иметь жизнь вечную, если хотите спасения, если хотите жить со Мною, чтобы была у вас на земле жизнь, а не ад, соблюдайте эти заповеди». Люди сами грехами своими, злом своим калечат жизнь себе и своим детям. Кто виноват в наших земных несчастьях? Кто виноват в войнах, в которых гибнут люди? Злая воля людей, грех, жестокость, забвение Бога, полное отсутствие страха Божия, гордость сатанинская, злоба человеческая.
И вот Господь напоминает нам непреходящие заповеди, которые все люди должны знать и стараться жить по ним: не убивай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не кради, не завидуй, не лжесвидетельствуй, а самое главное знай и люби Бога и слушайся Его, имей страх Божий и люби ближнего, как самого себя. А если человек любит ближнего, как самого себя, если в каждом он видит образ Божий, разве когда-нибудь он совершит преступление, зло, жестокость против личности человеческой, в которой он узнаёт своего брата, почтенного образом Божиим, хотя и носящего язвы грехов и прегрешений? Все мы в грехах, но все мы дети Божии, и Господь сотворил нас для вечной жизни, чтобы мы знали Его и любили друг друга. Вот главное, что есть в христианстве.
Некоторые говорят: «Вот в церковь пойдёшь там надо поститься, надо поклоны класть, молиться». Да, и это всё необходимо для нашего совершенствования, для борьбы со злом и грехом, которые внутри нас, это всё нужно для нашего спасения. Но главное в христианстве любовь, любовь к Богу, любовь к ближнему.
Господь нас призывает к совершенствованию и святости. Он повторяет юноше те заповеди, которые были известны в то время всем людям в Палестине, евреям, которые жили посреди языческого мира и одни имели веру в Истинного Бога и слушали закон Божий каждую субботу. Молодой человек говорит: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» И Иисус отвечает: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
То есть Господь предлагает нам как бы два пути. Один путь для всех соблюдайте заповеди Божии, верьте в Бога, молитесь, любите ближних, не делайте зла, живите достойно звания человеческого, христианского для своего вечного спасения. А второй путь для совершенных, к которым относились апостолы, сонмы мучеников, исповедников, постников, подвижников, которые всё оставили (нам непонятно это) и ради любви к Богу пошли за Ним. За веру свою они претерпели страдания, мучения и саму смерть. Они шли, не прилепляясь ни к чему земному, ни к какому богатству, видя его скоротечность и ненадёжность. Это путь совершенства, по нему идут избранные.
А тот ученик отошёл от Господа с печалью, потому что у него было большое имение и он не смог его оставить. Он не пошёл, как ученики Христовы, за Спасителем проповедовать Евангелие. И Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное;.. удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Он говорит это не жестоко осуждая богатство (из истории мы знаем, как много богатых были праведными людьми). Он говорит это о тех, кто прилепляется к богатству, надеется на него, кто в богатстве, в имениях, в земном, во временном, в тленном видит цель и смысл своей жизни, и не видит за этим ни Бога, ни Его закона, ни людей. Тогда ученики изумились и спросили: «Так кто же может спастись?» И Господь говорит: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Всё возможно Богу!

Дорогие братья и сестры! Пусть эта краткая моя проповедь будет напутствием вам, чтобы вы верили в Бога, хранили веру в Него, чтобы вы любили Церковь и слушались её, исповедовались, причащались, ходили молиться в храмы Божьи, чтобы вы любили друг друга.
Сегодняшняя моя служба последняя здесь. Определением святейшего Патриарха Алексия II и Cвященного Синода я назначен Архиепископом Курским и Рыльским. Я уезжаю от вас в город Курск. Другой, наверное, радовался бы на моём месте тому, что из отдалённой Якутии он едет в центральную, известную, знатную епархию, со множеством храмов, святынь, где тепло и недалеко от Москвы. А я скорблю и печалюсь. Потому что мне жалко расставаться с вами, со своей паствой, которую мне дал Господь; с нашими храмами, которые мы восстанавливали вместе и украшали; с нашими священниками, которых я рукополагал, воспитывал, старался, чтобы они были добрыми ревностными пастырями; со всеми вами; с этим городом и краем якутским, к которому я привык, и к которому имею самые добрые чувства, с людьми, к которым испытываю уважение и пастырскую жалость, потому что здесь жить непросто.
Во время моей службы здесь я старался сделать всё, что возможно в моих слабых силах. Можно было сделать гораздо больше. Я упрекаю себя в том, что многие дела не сделаны. У нас восстанавливались и строились храмы, открывались приходы, совершались миссионерские поездки, но не лучшим образом было поставлено дело просвещения до совершенства ещё далеко. Я надеюсь, что следующий архипастырь, который приедет сюда, восполнит мои недостатки, и с новой энергией (потому что это будет его первая епархия), с новыми силами, с новыми знаниями сделает гораздо больше, чем сделал я.
Но, благодарение Богу, в нашем суровом крае заложен твёрдый и надёжный фундамент Православия. У нас сейчас 48 зарегистрированных приходов, строится и восстанавливается 7 храмов, и два уже готовы к освящению. Я собирался поехать их освящать, но это придётся делать уже другому.
В Курской епархии свыше трёхсот приходов. Я никого не знаю там, ни одного человека и, естественно, переживаю и по-человечески волнуюсь, ибо еду к неизвестным людям. Но утешаюсь надеждой на то, что по слову Писания: «От Господа исправляются пути человека». И как я внезапно стал Епископом, когда Церковь призвала меня к служению, и смиренно принял назначение сюда, так же с покорностью Воле Божией принимаю и новое назначение на эту, можно сказать, почётную кафедру, зная, что и там будет много проблем, которые надо будет решать, и много недостатков, которые нужно будет исправлять.
Я уповаю не на свои слабые силы и не на свой ограниченный разум, а на помощь и милость Божию, на покров и заступничество Пресвятой Богородицы, Которая прославилась на Курской земле многими чудесами от Курской-Коренной иконы «Знамение». Я уповаю на заступничество и молитвы преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, которого я глубоко почитал с детства, с юности своей, ибо я родился недалеко от мест его подвигов Сарова и Дивеева, был там сотни раз, молился и всегда молюсь преподобному Серафиму. А город Курск является его родиной, и Сергиево-Казанский собор строили его родители. Там произошло с ним чудо, когда он упал с колокольни возводимого храма и остался жив. Вот этот самый собор и будет моим кафедральным. Курск является родиной многих святых, в том числе преподобного Феодосия Печерского.
Но ещё раз говорю, братья и сестры, вместо радости, благодарения за милость Божию, которую мне Господь даёт, я печалюсь, потому что прощаюсь с вами, со всем тем, что за эти годы прошло через моё сердце. Здесь я оставляю частицу своей души. И в этот день, дорогие мои, я благодарю вас всех за ваши молитвы, за вашу любовь, за ваше внимание. Искренне прошу у вас прощения. Потому что я был невнимателен, порой несдержан, раздражителен, недостоин вашей любви и участия. Простите мне все мои прегрешения вольные и невольные и помолитесь за меня Христа ради! (Владыка встал перед прихожанами на колени).
Я прошу прощения у священников, иподиаконов, певчих. Иногда я раздражался, потому что мне хотелось, чтобы всё у нас было торжественно и красиво. Но для нашего края, где всё пришлось возрождать вновь, и это было хорошо. Благодарю вас всех, дорогие братья и сестры, за ваши молитвы, за вашу любовь, за вашу поддержку, которую я ощущал.
У нас была здесь действительно мирная и благополучная церковная жизнь. Я молюсь и буду всегда поминать вас в своих молитвах, всегда просить Бога, чтобы Церковь в Якутии развивалась и укреплялась; чтобы храмы, которые мы строим, наполнялись людьми; чтобы люди возвращались из власти тьмы, дьявола и безбожия к Богу Истинному и Живому и чтобы все пришли к познанию веры, в Церковь Христову, которую Он основал для нашего спасения.
Дорогие братья и сестры, я хочу благословить вас, оставив вот эти иконы, которые стояли у меня в келье. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мантии святого, которая была пожертвована мне в Дивеево, когда туда привезли его одежду. Пусть вас хранит преподобный Серафим своими молитвами, и укрепляет на вашем жизненном пути. И икона Божией Матери Курская-Коренная. Да хранит всех вас Царица Небесная Своим покровом от всех бед и напастей!
Храни всех вас Господь Своею благодатью и человеколюбием! Аминь.

22 августа 2004 года

Hosted by uCoz