МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Германа
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

КОГДА С ТОБОЙ БЛАГОДАТЬ.

Бывает преемственность богослужебная, бывает преемственность традиций и обычаев, а есть сакраментальная преемственность благодати. Ну, понятно, что источником благодати, дающей право совершать Литургию, является сам Господь Иисус Христос, Который наделил этим даром своих учеников, апостолов. Никакое собрание верующих не может дать человеку то, чем оно не обладает, благодать. Тогда кто может?
Тот, говорит богослов диакон Андрей Кураев, у кого она была прежде, а он имеет её потому, что его благословил имевший благодать ещё раньше. Православные могут проследить преемственность своих хиротоний вплоть до апостолов. Так, в 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II рукоположил архимандрита Германа во Епископа; а сам Алексий II был рукоположен во епископский сан десницей Патриарха Алексия I в 1960-х годах; в свою очередь Алексий I был посвящён в Епископы в 1911 году, причем в его хиротонии участвовал Патриарх Антиохийский, приехавший в Россию. (В этом невозможно не увидеть удивительный Промысл Божий, ведь к тому времени на Руси уже 200 лет не было патриаршества). А преемственность Антиохийского Патриарха легко прослеживается вплоть до апостола Павла. Все списки Антиохийских, Александрийских, Константинопольских патриархов и Римских пап опубликованы, их можно найти в любом научном издании, посвященном истории Церкви.
Если знать всё это, то совершенно по иному воспринимаются слова нашего правящего Архиерея, Высокопреосвященного Архиепископа Якутского и Ленского Германа:

В Церкви всё начинается с Епископа. Без Епископа нет Церкви. Это очень важное лицо, не по своему положению, а по своему значению как преемника апостольской благодати, как совершителя святых таинств, как устроителя Церкви. Поэтому великие отцы и учители Церкви первых веков говорили: где Епископ, там и Церковь. Только те таинства считаются действительными, которые совершает или которые благословляет совершать Епископ. Только Епископу принадлежит власть рукополагать священников, освящать миро, антиминсы. Епископу вверена великая благодать и одновременно великая ответственность за Церковь Христову. Поэтому в начале 90-х годов заботой Святейшего Патриарха Алексия II, Первосвятителя нашей Российской Православной Церкви, было открытие новых епархий (точнее, восстановление разрушенных) и поставление Епископов в эти епархии. Там, куда приезжал Епископ, начинала зарождаться церковная жизнь, открывались приходы, люди слышали Слово Божие, возвращались к отеческой вере.
Напомним, Владыку Германа встретил в Якутии один единственный храм на 3,1 миллиона квадратных километров. Что пережил молодой Архиерей, начав служить в такой необычной епархии? Архиепископ Герман рассказывает:
В феврале 1993 года на заседании Священного Синода было принято постановление о возрождении Якутской Епархии на территории Республики Саха (Якутия). Это решение было согласовано с первым президентом нашей республики. У Святейшего Патриарха Алексия II была задача найти кандидата на эту кафедру, отдалённую и непростую, в которой нужно было всё начинать если не с нуля, то, можно сказать, с единицы. Выбор пал на меня, хотя не скрою, были и другие кандидаты. Патриарх вызывал на собеседование, предлагал архиерейский сан. Но несколько человек поехать в Якутию не захотели. Я на предложение Святейшего Патриарха отказаться не посмел: я монах, а в Церкви нашей неписаное правило: ничего не просить и ни от чего не отказываться. Есть хорошие слова: «Простите и благословите». Я сказал: «Благословите, Ваше Святейшество. Если я смогу жить в Якутии, конечно, буду трудиться, но у меня нет опыта». (Я всего лишь десять лет как служил священником). Патриарх ответил: «У Вас всё должно получиться, я уверен в этом».
28 марта 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II с сонмом архиереев совершил хиротонию (я тогда был в сане архимандрита) во Епископа Якутского и Вилюйского. Конечно, я волновался, ощущал душевный трепет в эти священные минуты. Люди из моего прихода, которые во множестве приехали на эту хиротонию, жалели меня, плакали. И им, и мне было интересно слышать слова, которые протодиакон торжественно возглашал в чине наречения: «Приводится боголюбезный избранный и утвержденный архимандрит Герман хиротонисатися во Епископа богоспасаемого града Якутска». Я думал: «Якутск что же это за город?» Казалось, что это бесконечно далеко. Я не знал, какие там люди, что меня ждёт. Ну, конечно, понимал, что трудности сплошные и неудобства. Собственно, так оно и вышло. Но я внутренне настроился: если это воля Божия, значит, я поеду и буду трудиться, несмотря на сложности, буду делать всё, что в моих слабых силах, с помощью Божией.
Послужив несколько дней в Москве, пошив несколько скромных облачений, собрав всё необходимое для архиерейской службы (служба Епископа отличается от службы священника, есть несколько принадлежностей, которые употребляются при богослужении архиереем дикирий, трикирий, архиерейская мантия, орлецы, всё, что подчеркивает значение этого великого и ответственного сана), я отправился в путь.
И 11 апреля я прибыл в Якутск. Это была Лазарева Суббота, канун Вербного воскресенья. Я очень люблю богослужение этого дня. Когда мы вылетали, в Москве было + 12.. Прилетаем, объявляют: «Температура воздуха в Якутске - 23.». Это было мое первое знакомство с якутскими морозами, как оказалось, ещё не страшными. Меня встретил настоятель церкви иерей Сергий и казаки. Мы поехали в скромную деревянную церковь на ул. Ушакова. Я обрадовался тому, что есть храм, хотя он был, конечно, очень бедный и запущенный скромные иконки, отсутствие иконостаса, бедные облачения. Но я был утешен тем, что вошёл в алтарь: престол есть, принадлежности для совершения Литургии есть, несколько человек певчих стояли на клиросе, священник начал совершать службу. А вечером в этот же день я уже сам приступил к богослужению. Служить стал ежедневно утром и вечером. Дни-то какие были страстная седмица, Пасха.
Прихожане городского храма радовались, хотя, конечно, многие не понимали, кто такой Епископ, потому что никогда в жизни его не видели. Раньше Якутск входил в состав Иркутской епархии, и хотя на каждом богослужении поминали Епископа, иркутские Архиереи очень редко прилетали в наш город раз в пятнадцать лет, наверное. Многие сразу расположились ко мне, а я взаимно к ним. Служба стала торжественнее, стало приходить больше народу. Но что меня удивило в церковной лавочке не было никаких духовных книг, на руки выдавали по две свечки, даже крестиков для крещения не было бедность и убожество! Поэтому через месяц я полетел в Москву докладывать Патриарху о положении дел в епархии.
Надо было собирать литературу, церковную утварь просить, искать людей, которые могли бы сюда поехать, прежде всего священников. На первое время в помощь мне Святейший дал трех монахов из Троице-Сергиевой Лавры и диакона из Данилова монастыря. Они потрудились у нас два-три месяца. А потом ко мне в Якутск стали приезжать люди из других городов, посёлков республики, начали звонить, писать, говорить о том, что тоже хотят иметь у себя храмы, ждут моего приезда, хотят организовать общины. Я начал знакомиться с людьми, с обстановкой, стал совершать поездки по республике.
В первый же год своего служения в Якутии Епископ Герман посетил самые разные уголки своей епархии. Уже после пасхальной седмицы он полетел знакомиться с общиной г. Нерюнгри. Община собиралась на молитву в бараке на окраине города близ угольного разреза. Там и в посёлке Чульман Владыка совершил богослужения. В июне в Якутск прибыл грузовой самолёт с духовной литературой и церковной утварью. В этом же месяце Владыка Герман посетил Алданский улус, где был организован православный приход, и совершил массовое крещение. В июне июле прошли встречи Епископа с верующими и богослужения в спортивном зале в Мирнинском улусе, там также была организована община. В июле августе Владыка Герман предпринял путешествие по Лене с посещением Олёкминского и Ленского улусов, где тоже прошли богослужения, встречи и беседы с людьми, были организованы общины в Ленске, Пеледуе, Витиме. В августе глава епархии побывал в Нижнеколымском улусе в посёлке Черский и селе Походск, где провёл богослужения, встречи и беседы с людьми. Тогда же начало работать епархиальное управление. 14 сентября 1993 г. состоялся визит в Якутск Святейшего Патриарха Алексия II по пути на Аляску. В сентябре был организован архиерейский хор. В ноябре состоялось освящение и открытие Казанского храма в г. Нерюнгри. Тогда же в Чульмане, в деревянном доме, был оборудован храм, и началось регулярное богослужение.
Всё это кажется невероятным, если учесть, что в конце 1993 начале 1994 года в Якутской епархии был всего один священнослужитель Епископ Герман. Владыка вспоминает об этом трудном для себя времени с легкой грустью:

На первых порах мне было очень непросто, приходилось преодолевать множество проблем, их и сейчас много, но они несравнимы с теми трудностями, которые были в первые два года. Я служил практически в одном лице был и за Епископа, и за священника, и за диакона, и за завхоза, сам пел, сам читал, сам убирался в алтаре. Это был хороший урок жизни.
В своём слове при наречении во Епископа я сказал: «Это служение в далёком крае научит меня смирению». Так оно и вышло, мне действительно пришлось учиться смиряться. Во многих российских областях служение Епископа обставлено особыми почестями, нет проблем в быту, есть здания, есть где жить, канцелярия, епархиальное управление, а у меня абсолютно ничего не было, и при этом не было ещё и опыта, не с кем было посоветоваться. Конечно, я ездил за советами в Москву, но потом приезжал и оставался один на один со всеми трудностями. Я прекрасно представлял, что кроме сочувствия получить ничего не могу, что нужно молиться Богу, нужно служить усердно, а Господь может, как написано в Евангелии, «из камней сих воздвигнуть чад Аврааму» и послать добрых людей. И постепенно стали появляться кандидаты во священники из местных людей, Церковь начала оживать, рождались новые приходы, люди приходили ко Христу.
Вот таким образом началась моя жизнь в богоспасаемом граде Якутске, Епископом которого я стал.

Материал подготовила Ирина ДМИТРИЕВА

Hosted by uCoz