МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Жалобная книга 

В роли «церковного надзирателя»

Вот часто ругают пресловутых «старушек» за то, что они делают замечания прихожанам. Но если бы вы знали, какое это наказание, когда роль приходского надзирателя берёт на себя мужчина. Есть у нас один такой, причём довольно молодой. Он ревностно следит за тем, чтобы всё было правильно и изводит окружающих придирками. Но больше всего, его, кажется, раздражает, когда женщины и даже бабушки(!) молятся на правой половине храма. Он специально встаёт так близко, чтобы бедная старушка не могла поднять руку для крестного знамения или поклониться и на осторожную просьбу чуть отодвинуться грозно заявляет: «Это мужская половина. Молитесь на женской». Мне всегда хочется ему сказать: «Мы же не в бане и не в парикмахерской», но не могу же я нарушать общее богослужебное благоговение – вокруг люди, они молятся. Я сама своё раздражение едва гашу, зачем остальным молитвенное настроение портить? Но мне всё же очень хотелось бы знать, прав ли этот благочестивый прихожанин? И как надо вести себя в подобной ситуации?

Елизавета.

Отвечает Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов):
Прихожане бывают разные, поэтому надо терпеливо относиться к немощам друг друга. Традиция такая, действительно, есть, но это не повод для того, чтобы во время богослужения делать замечания, тем более в резкой форме. Древний благочестивый обычай занимать разные стороны храма сохраняется сейчас большей частью в монастырях. Я бы посоветовал этому молодому человеку, чтобы не искушаться, не отвлекаться, вставать впереди, чтобы женщины оказывались у него за спиной и не мешали ему молиться. Но, хочу заметить, его молитва не будет принята Господом, пока он не примирится душой с окружающими. Мы должны приходить в храм с умиротворённым сердцем и стремиться к умиротворению. Дело не в правде и не в исторически сложившемся правиле о платках и юбках, а в том, чтобы обрести и сохранить мир. За внешней формой мы часто прячем отсутствие любви.

Отвечает иерей Сергий Клинцов, настоятель Свято-Преображенского собора г. Якуска:
Этот ревностный и супер-благочестивый прихожанин может только думать, что он прав. Его поведение, вероятно, обосновывается тем, что он начитался православной литературы внешнеобрядового характера, а внутреннее содержание Православия он узнать не успел или не захотел.
Да, действительно, с древних времён существовала практика разделения храма на женскую и мужскую половины. Основанием для этого было признание человеческой немощи. Чтобы мужчины и женщины не отвлекались от молитвы и не засматривались друг на друга. Хотя, даже тогда, когда в древних восточных культурах (как теперь в мусульманских) существовало более жёсткое, чем в наше время, разграничение сфер жизни представителей обоих полов, молодого мужчину вряд ли могла смутить бабушка.
Об этом правиле нигде не сказано в Священном Писании, поэтому оно является совсем не принципиальным в духовной жизни человека. Тем более современного, окружённого в повседневной жизни не закутанными в покрывала, а голопузыми и голоногими девушками и женщинами. Это древнее уставное требование в современном мире потеряло всякий смысл, а потому редко где исполняется. Тем более, что количество мужчин и женщин в наших храмах, к сожалению, пока очень разное.
Если же кому-то из нас не нравится человек, стоящий рядом, давайте брать пример с мытаря, который, молясь, не смел даже поднять глаза, и только повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Пусть взявший на себя роль «церковного надзирателя» поймёт: главное – в единстве, а во второстепенном (к чему относится данная ситуация) должна быть свобода. Но и это теряет всякий смысл, если над всем не стоит ЛЮБОВЬ.

Hosted by uCoz