МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Вектор веры 

Равенство – в главном

Уважаемая Ирина Александровна, здравствуйте!
Решилась написать Вам, так как не знаю, к кому обратиться с вопросом, ответ на который не могу найти ни читая православную литературу, ни размышляя сама. Коротко о себе: мне 52 года, к вере шла долго, 14 лет (от первых вопросов самой себе о смысле жизни, Боге до крещения в Православную веру) и не прямо, но – Слава Богу! – Господь привёл, и душа нашла, наконец, «свой дом», где уютно и радостно. И многое поняла и приняла в сложной обрядности Православия. Вот только непонятно, почему во время Таинства крещения мужчин и мальчиков проводят через алтарь, а женщин и девочек – нет? Как я понимаю, значит, женщина, в представлении Церкви, более порочна, чем мужчина и недостойна предстать перед Господом при крещении? С этим мне трудно согласиться, поскольку я считаю, что все пороки (пьянство, эгоизм, разбои, насилие, агрессия, убийства и т.д., и т.п.) изначально исходят от мужчин и через них касаются женщин. И законы, по которым живёт наш мир, – это законы мужской психологии, и построен этот мир так, что в нём ни дети, ни женщины, ни старики не чувствуют себя защищённо (а ведь даже в дикой стае самец – защитник). Мужчины, а не женщины, как правило, бросают семью с больным ребёнком (об этом часто пишут матери детей-инвалидов). И мужчины не выполняют наказа Божьего «в поте лица своего добывать хлеб», зачастую либо не работая вовсе, либо наживаясь на чужом «поте». Женщины же так и рожают своих детей «в болезни» в полном соответствии со словом Божьим. Примеры можно продолжать, но не нужно. Я намеренно пишу о мужских пороках, не касаясь добродетелей, т.к. всё доброе в мужчине – это нормально и отношения к моему вопросу не имеет. Добро, свет и любовь одинаково разлиты и среди мужчин, и среди женщин. Я не об этом. Только, уважаемая Ирина Александровна, не хотелось бы читать в ответе ссылку на первородный грех Евы в Эдеме. Потому что, если принимать эту историю буквально, то Адам повёл себя ещё хуже. Вместо: «Прости, Господи, моя вина, не доглядел!», он обвинил свою жену, что вовсе ему в заслугу не поставишь. Только, я полагаю, что это – упрощённая для нашего понимания аллегория событий в духовном мире, которые в другой форме недоступны нашему разуму. Так почему же даже невинным девочкам нельзя в алтарь? Прошу понять меня правильно, я не рвусь в алтарь, я в храме счастлива и в притворе стоять. Я просто спросила о том, что вызывает протест в душе и непонимание позиции Церкви. Я чего-то недопонимаю?

С уважением, Ушакова Лариса Александровна

Отвечает редактор Ирина Дмитриева:
Уважаемая Лариса Александровна, думаю, что если и есть особая женская логика, то Вы её продемонстрировали в полной мере. Ну, скажите, может ли человек, испытывающий «непонимание», (которое честнее было бы назвать обидой), быть счастливым? Может ли протестующая душа в то же самое время иметь в себе Дух мирен, т.е. Святой? И если «Добро, свет и любовь одинаково разлиты и среди мужчин, и среди женщин», то откуда такой антимужской пафос? Неужели, только уязвив мужчин, уязвлённое женское самолюбие перестаёт страдать?
Возможно, и мой ответ покажется Вам нелогичным, но я не хочу отказывать себе в удовольствии иметь женские «недостатки», потому что, избавляясь от них, женщины, как правило, теряют и женское достоинство. Вот мой ответ:
Разве человек предстаёт перед Господом только в алтаре или только в храме? Мы – перед Богом всегда, каждую секунду своей жизни, где бы ни находились. И, согласитесь, если женщин куда-то не пускают, это не всегда значит, что их считают более порочными. Нас могут, к примеру, беречь, охранять нашу жизнь, здоровье, наше целомудрие (если таковое имеется).
Что же касается алтаря, то вовсе не какая-то особая порочность является препятствием для нашего появления в нём (кстати, и здесь бывают исключения). Алтарь – это место, где Сам Господь совершает главное Таинство Церкви. Его свидетелем, представителем является священник. Надо просто признать, что есть вещи, которые выше нашего человеческого разумения. Мы (и мужчины, и женщины) никогда не поймём, почему второе лицо Пресвятой Троицы, Слово Божие, воплотилось и восприняло человеческую природу не как дочь Божия, а как Божий Сын. Но в этом нет для нас никакого унижения, в этом – тайна нашего спасения.
Поскольку я не была уверена в правильности своей реакции на Ваш вопрос, я попросила ответить на него друзей нашей газеты из монастыря, что в с. Борятино, Калужской области.

Отвечает монахиня Серафима (Богородично-Рождественская девичья пустынь):
Уважаемая Лариса Александровна, в любом православном энциклопедическом словаре есть статья, посвящённая слову «алтарь», в ней Вы прочтёте о том, что это место одних священнодействующих. Глава Церкви – Христос, Он Сам называет Себя единым пастырем единого стада (Ин. 10, 11-16), Сам призвал к Себе первых последователей и с умножением их избрал Апостолов. Традиция заносить младенцев мужского пола в алтарь зиждется скорее всего именно на возможности избрания крещаемым священнической стези. У мальчиков и мужчин она есть.
В отношении женщин одиннадцатое правило Святого Поместного Собора Лаодикийского гласит: «Не должно поставлять в Церкви так именуемые пресвитериды (старицы), или председательницы», а правило 44 утверждает: «Не подобает жене в алтарь входить». По особому благословению правящего архиерея женщина в исключительных случаях получает право заходить в алтарь, но с одной целью: подмести, почистить, принести-унести. Ничего обидного в этом нет, а если дочерям Евы хочется равенства с мужчинами, утешимся тем, что имеем его в главном – в равной степени являемся носителями образа Божия и достоинства человеческой личности.
Некоторые пороки и добродетели, присущие мужчинам и женщинам, о которых Вы очень эмоционально пишете, всё это лишь последствия полученной от Творца свободы и к сути вопроса отношения не имеют.

Hosted by uCoz