МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Лестница в небо 

Навстречу друг другу

Молодой епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) уже известен в мире как выдающийся богослов, философ (он защитил докторскую диссертацию в Оксфордском Университете) и патролог (переводчик с древних языков святых отцов древней Церкви). Несмотря на это, а может, благодаря этому, беседы владыки Илариона совершенно просты и понятны.
Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из его книги "Таинство веры", где речь идёт о том, как люди приходят к Богу. Сам епископ Иларион в детстве и юности серьёзно занимался скрипкой, но очень рано пред ним встал выбор - профессиональная карьера музыканта или монашество. Он выбрал второе, и на этом пути раскрылись его таланты учёного и богослова.

Зов

Вера - это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он даёт человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.
Вера - это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остаётся глух? Почему один, встретив Бога на своём пути, тотчас бросает всё и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону? "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною... И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна... и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним" (Мф. 4. 18-22). В чём тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив всё, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал "приходи, и следуй за Мною", не откликнулся тотчас же, но "отошел с печалью" (Мф. 19. 21-22)? Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал "большим имением", те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были "сокровища на земле"?
У каждого человека есть свои сокровища на земле - будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 4. 3). <...> Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают всё свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину - веру (Мф. 13. 45-46). Блаженны те, которые познали, что без Бога они нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.
Слово о вере никогда не было лёгким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге. Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество и Пасху и соблюдают ещё кое-какие обряды только ради того, чтобы "не оторваться от корней", от национальных традиций. Где-то религия вдруг становится "модной", и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. <...>
И всё же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своём сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, <...> субъективно нередко воспринимается просто как некая неудовлетворённость, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы, человек осознаёт, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. <...>
Божий зов можно уподобить стреле, которой Бог, как опытный охотник, ранит душу человека. Кровоточащая и незаживающая рана заставляет душу, забыв обо всём, искать врача. <...>

Многообразие путей

Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда - подготовленной долгим путём исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог "настигает" человека, заставая его врасплох, в других - человек обретает Бога, сам обращается к Нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: "Боже, Ты - Бог мой!" (Пс. 62. 2). Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим.
Один из примеров внезапного обращения человека - апостол Павел. До своего апостольства он был правоверным иудеем и ненавидел христианство как вредную и опасную секту: "дыша угрозами и убийством", он шёл в Дамаск, намереваясь причинить много зла Церкви. И когда он уже приближался к городу, "внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь" (Деян. 9. 1-5). Ослеплённый Божественным светом, Савл потерял зрение - три дня он не видел, не ел и не пил. А потом принял Крещение, прозрел и стал апостолом Христа - тем, кому суждено было "более всех" потрудиться в проповеди Евангелия (1 Кор. 15. 10). И тотчас после своего Крещения он пошёл проповедовать того Христа, Который открылся лично ему, Который стал его Богом.
<...> Конечно, обращение к Богу совсем не всегда бывает внезапным и неожиданным: чаще человек долго ищет, прежде чем обретает. Блаженный Августин должен был пройти через многие заблуждения и испытания, перечитать множество философских и богословских книг, прежде чем в тридцать три года понял, что не может жить без Бога. В наше время некоторые начинают искать абстрактную и отвлечённую "истину" через книги, а приходят к откровению Бога Личности. Иногда к христианству приходят окольным путём - через восточные религии и культы, буддизм, йогу. Иные приходят к Богу, пережив катастрофу: потерю близкого, скорбь, болезнь, крушение надежд. В несчастье человек ощущает свою нищету, понимает, что он всё потерял и не имеет ничего, кроме Бога. Тогда он может воззвать к Богу de profundis - из глубины (Пс. 129. 1), из бездны горя и безнадёжности.
Обращение к Богу может произойти благодаря встрече с истинным верующим - священником, благочестивым мирянином. Христос сказал: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного" (Мф. 5. 16). Если бы христиане сияли Божественным светом, если бы в их глазах отражалась божественная любовь, это было бы лучшим свидетельством о Боге и доказательством Его бытия. <...>
Есть и самый, как кажется, естественный путь к Богу: ребёнок рождается в религиозной семье и вырастает верующим. И, тем не менее, вера, хотя и может быть получена от предков, должна быть осмыслена или выстрадана самим человеком, должна стать частью его собственного опыта. Известны случаи, когда из религиозных или даже священнических семей выходили атеисты: достаточно вспомнить Чернышевского и Добролюбова, которые оба происходили из духовного сословия, но порвали с религиозностью своих предков... Верующими не рождаются. Вера даётся, но даётся усилиями и подвигом того, кто взыскал её.

Епископ Иларион (Алфеев)

Hosted by uCoz