МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Званый гость 

Экстремальный путь к Богу

Владислав Бочковский – известный путешественник и оператор документального кино.
Родился в Якутске в 1950 году. Потомственный казак. Дед по материнской линии был урядником на Бодайбинском прииске. Предки по отцу пришли в Якутию с отрядом Хабарова. Служил в пограничных войсках, награждён медалью «За воинскую доблесть». Женат, имеет троих детей.
Закончил высшие курсы кинооператоров в Москве. Более 500 снятых им материалов были показаны Центральным телевидением в программах «Время», «Вести», «Клуб путешественников». Член Союза журналистов России и Союза кинематографистов Якутии. Дважды лауреат премий журналистов Якутии «Золотое перо», лауреат телефестивалей во Владивостоке, Магадане, Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Якутске.
Работал на Якутском телевидении с 1967 года. Недавно ушёл. Одной из многих причин стало снятие, без объяснения причин, с эфира НВК «Саха» его фильма из серии «Казачьему роду нет переводу».
Почётный полярник. Капитан яхты «Полярный круг», президент яхт-клуба. Автор более 50 фильмов, в том числе о путешествиях: «К полюсу», «Крещение», «Олёкминский заповедник», «Северное братство», «Мир суровый – мир прекрасный», «Есть только миг между прошлым и будущим». Прошёл на яхтах восемь морей.
Начальник пресс-службы Якутского казачьего полка. Снял 5 фильмов «Казачьему роду нет переводу».

– Владислав, как Вы стали путешественником?
– Видимо, не случайно. Мой отец – один из первых туристов в Якутии. Он был директором техникума связи и со студентами в походы по тайге ходил, по речкам сплавлялся. Я в этой среде рос. В классе седьмом-восьмом ещё учился, отец увозил меня с друзьями на какой-нибудь остров, и мы там жили месяцами, рыбачили, загорали, купались. Тогда это не было опасно, как сейчас. Криминала такого не было.
– А когда начались серьёзные путешествия?
– Это было с профессией связано. Первое настоящее путешествие у меня было в 1978 году на самодельной яхте. Мы втроём – капитан Толя Оглы, Бэн Симокайтис и я – пошли до Тикси. Мы тогда первый раз вышли в море, хлебнули там изрядно – попали в отлив, сели на мель...
– Но Вы же не только по воде путешествовали?
– Немного позднее мы с сотрудниками комитета Госбезопасности отправились на лыжах до Охотска по пути преследования Пепеляева. Я снимал, естественно. Этот фильм, как и многие другие, был показан в «Клубе кинопутешествий» у Юрия Сенкевича. Один раз я принимал участие в его передаче. Царство ему Небесное!
Серьёзных экспедиций у меня было много – больше двадцати. Одна из самых экстремальных состоялась в 1989 году с известным путешественником Яцеком Палкевичем, итальянцем польского происхождения. Мы с ним до Оймякона на оленях отправились. Средняя температура была – 50. Вы можете себе представить, если я промерзал, как цуцик, что говорить об итальянцах? Но они молодцы, все прошли, хотя даже каюры в первый раз в жизни обморозились. Это о чём-то говорит? Темп был такой… А они привыкли к размеренному образу жизни. Фильм об этом раз пять в «Клубе» показали и более чем в 20 странах.
Но самое «крутое» путешествие было начато в 1989 году, когда я в качестве помощника капитана прошёл с командой великий Северный морской путь – шесть морей от Тихого до Атлантического океана. Впервые в мире этот путь был пройден на яхте нами – якутскими яхтсменами. Причём это была спортивная яхта, не круизная какая-нибудь, условия были спартанские. Мы прошли маршрут за две навигации. В 1990 году плавание закончилось в Мурманске, к сожалению, яхту там разграбили, и мы её лишились.
– А что в этих путешествиях для Вас было самое интересное?
– Само присутствие в необычной обстановке. Поскольку я журналист-оператор, у меня был, прежде всего, профессиональный интерес. И потом, когда идёшь по этим местам, думаешь: как же их наши первопроходцы осваивали?! Я поражаюсь до сих пор. И гибли они, конечно. Ведь только два коча дошло до Берингова пролива. Кстати, этот пролив неправильно называется. Ведь открыл-то его Семён Дежнёв. Там памятник ему стоит – прямо на мысу. Я снял его, правда близко подойти не смогли, волна была сильная.
– Наверное, в опасные ситуации попадали?
– Конечно. Опасности и риску мы подвергались ежедневно. Ведь не было навигационной аппаратуры, такой, какая у меня сегодня на яхте. Только компас. Представьте, яхта деревянная (толщина борта 1-2 сантиметра), проходит между льдами, и прямо за кормой они смыкаются. А яхта ведь плавучести не имеет, она несёт под собой тяжёлый балласт, который придаёт ей устойчивость. И если получишь пробоину ниже ватерлинии, то спастись просто не успеешь. Конечно, есть спасательный плот и т.д. Но риск ежедневный. Кстати, со всеми ледоколами, которые ходят по Северному морскому пути, мы по радио познакомились. С помощью атомохода «Советский Союз» даже отремонтировали мачту.
Однажды в Чукотском море недалеко от мыса Шмидта попали в шторм 40 метров в секунду (150 км в час). Мы шли на двух яхтах, и обе выбросило на берег. Благо, в то время там было полно старательских артелей. Старатели подогнали технику, а без них мы никогда бы не сняли эти яхты. Часть народа, правда, решила вернуться обратно в Тикси на одной из яхт. А мы на «Якуцке» продолжили плавание и благополучно пришли в Провидение. Там все «на уши встали». Над нами летали и американские самолёты, и наши, чуть мачту не задевали. Всем интересно было увидеть среди льдов придурков на маленькой яхте.
– Что их так поразило?
– Существует два самых «крутых» мыса. Самый южный, мыс Горн находится в 3000 км от Южного полюса. Его множество яхт обогнули. А самый северный – мыс Челюскина – в 1000 км. от Северного полюса. И мы первые на яхте его обогнули. У нас в городе сотни яхт. А прошли только мы, через десять лет «Апостол Андрей» и ещё две иностранные яхты, насколько мне известно.
Кстати, именно там я поверил в Бога.
– Интересно, путешественники именно в пути часто встречают Бога. Вот французский яхтсмен Бернар Муатесье, будучи участником кругосветных одиночных гонок, победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, уверенно двигался к финишу и имел все шансы рассчитывать на победу – ему уже готовили торжественную встречу в Англии. Неожиданно он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии... Только через несколько месяцев удалось узнать, почему... Находясь долгое время наедине с океаном и небом, он всё глубже задумывался о смысле жизни, и всё менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь – деньги, успех, слава. В океане он ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться к обычной мирской суете. Но у Вас, я думаю, искушения деньгами не было.
– Какие деньги?! Мы в экспедиции свои средства вкладываем. А что касается славы… В конце века республика подводила итоги своих достижений. В том числе спортсмены были названы лучшие. А нас даже не упомянули, хотя наше достижение даже в мировом масштабе было из ряда вон выходящее. Что уж о Якутии говорить? Олимпиады каждые четыре года можно выигрывать, а наш рекорд уже никто не повторит. Мы отправили все документы в книгу рекордов Гиннеса, хотя знали, что наш рекорд не зарегистрируют, потому что мы не сообщили об этом заранее. Но зато теперь этого рекорда уже не будет вообще. Известно, что мы были первыми.
– Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов говорит: «Только через страдание можно узреть Господа Бога. Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжёлой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться… И только через молитву мне открылся Господь». А как это было у Вас?
– Я знаком с Фёдором. Он очень верующий человек. Но у меня немного не так было. Когда нас штормом выкинуло, льдами не растёрло, я ещё не молился, но уже тогда, скорее, почувствовал, ещё не осознал, что Бог нас спас.
– Молитвами верующих предков, может быть?
– Да. А когда мы шли из Тикси в Мурманск, страшный туман был. Лёд. Всё скрежещет, хлюпает, ветер. Дальше носа яхты ничего не видно. Это ужасно – в океане открытом не видеть, куда идёшь. Я молился, то есть говорил с Богом – своими словами. И в самый страшный момент вдруг передо мной туман разорвался, и я увидел некое светлое пятно. За ним я шёл. И это было не один раз после этого. И я поверил... Хотя молитв не читал, а просто с Богом разговаривал. А с кем ещё оставалось говорить?
– Когда мне жалуются: «Я не умею молиться». Я отвечаю: «А ты умеешь разговаривать? Значит, и молиться умеешь». А почему многие путешественники верующие?
– Вода – это чуждая человеку среда, и там человек, как нигде понимает, что не всё в его власти, каким бы сильным, умным, мужественным он ни был. От человека, конечно, многое зависит, даже то, что если он не поверит в Бога, не обратится к Нему, значит, не получит помощи... Хотя я не глубоко верующий человек. Пост не соблюдаю, в церковь не так часто хожу. Но нас же всю жизнь от этого отучали. Хотя родители были крещёные, мать «Отче наш» помнила до конца своих дней, но всё равно советская власть очень сильно нас отрывала от Бога. А возвращаться трудно. Тем более, если дома не все к этому стремятся.
– А Вы собираетесь ещё путешествовать?
– Да, у меня яхта есть, которую я, можно сказать, благодаря Господу Богу приобрёл. Мне её почти подарили, оснастили. Теперь можно куда угодно идти.
– И кого Вы берёте в свою команду? Путешественники – особый народ?
– Конечно. Я сейчас даже команду себе не могу набрать на яхту. Народ привык к комфорту, а там холодно, сыро, опасно. «Экстрим» по полной программе. Поэтому я возьму только православного христианина. Это однозначно. Важно, чтобы человек был надёжный. Умения, профессиональные навыки нужны, но в путешествии ещё важнее – характер, сила воли и большое желание.
– А своего сына Вы бы хотели взять с собой?
– Очень хочу. Если телерадиокомпания «Алмаз» отпустит, то я обязательно его возьму. Он тоже телеоператор. К тому же яхту знает. И, надеюсь, в меня – ненормальный. Я не встречал путешественника, который бы умещался в обывательские нормы. Но если бы не они, не были бы открыты новые материки и острова, сняты интересные фильмы и уникальные фотографии, написаны увлекательные книги и…
– …даны интересные интервью. Спасибо Вам, Владислав. Храни вас Господь в предстоящем пути!

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ:

1978 г. – поход на яхте «Стерх» Якутск – Тикси.
1979 г. – поход на яхте «Темп» по морю Лаптевых (Тикси – устье р. Анабар-Кесюр 1980 г. – поход на лыжах Якутск – Охотск.
1980 г. – поход на яхтах «Темп» и «Заря» – дельта р. Лена, реставрация памятника Д. Лонгу.
1982 г. – сплав на плоту по р.Олекма.
1985 г. – сплав на плоту по р.Синяя.
1988 г. – море Лаптевых, поиск останков экспедиции Э.Толя (Якутск – Тикси –Новосибирские острова – Тикси), яхта «Якуцк».
1989 г. – участник и один из организаторов экспедиции Яцека Палкевича на оленях до Полюса холода (Якутск – Оймякон).
1989 г. – суперпереход Тикси – бухта Проведения, яхта «Якуцк» (пом. капитана). 1990 г. – суперпереход Тикси – Мурманск, яхта «Якуцк» (пом. капитана).
1992 г. – супермарафон на легковых автомобилях Якутск – Берингов пролив.
1995–1997 гг. – поход по р. Лена Якутск – Тикси – море Лаптевых (капитан), яхта «Полярный круг».
2002 г. – автотур Якутск – Полюс холода.
2002 г. – путешествие через два моря Владивосток – северо-восток Сахалина, яхта «Искра» (пом. капитана).
2004 г. – плавание на яхте «Полярный Круг» до Полярного круга.

Hosted by uCoz