МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Вектор веры 

Наше чудо

39Иисус эппитэ: "Хара санаалаах, содур к№лј№нэ бэлиэни эрэйэр. Ол эрээри кинилэргэ Иона пророк бэлиэтиттэн атын бэлиэ бэриллиэ суоєа..."
(Мф. 12) <ї ИПБ, 2001>

Пару лет назад я делала материал, посвящённый теме чуда, для московского православного журнала "Как жить", но вышел ли он в свет, не знаю. Речь шла о том, что в связи с десятилетием возрождения епархии, которое мы отмечали, слово "чудо" в якутских храмах звучало часто. И, правда, разве не чудо, что всего за десять лет в республике, на огромной территории которой действовал только один маленький деревянный храмик и служил один священник, образовалось 45 приходов (теперь уже 49). Кто-то сокрушался о том, сколько ещё церквей разрушено, в скольких продолжается непотребство. Кто-то сожалел, что не строятся новые храмы там, где в них у людей есть большая потребность, но все признавали, что плод десятилетних трудов архиепископа Германа и его соработников - это чудо.
На юбилей в столицу тогда съехались священники из всех уголков республики. С некоторыми из них мне удалось поговорить. Ответы получились очень разные. И это тоже чудо - такое разномыслие, такая колоссальная степень внутренней свободы, которую даёт Господь верным Ему.

ПОЧЕМУ В ДОМЕ БАРДАК?

Вот как ответил на вопрос о чуде в его жизни иерей Михаил Зайцев, бывший священником Казанского храма г. Нерюнгри. Сейчас о. Михаил служит в Курске.
- По-моему, вся моя жизнь - это и есть чудо. Всё было против того, чтобы я не только священником стал, но вообще в Церковь православную пришёл. Всё было вопреки, начиная с семьи, кончая внутренним состоянием, тем путём, которым я шёл. Мне до сих пор непонятно, как я со своим высокоумием, критицизмом, скепсисом, гордыней, эгоизмом вдруг так легко, гармонично, без всяких потрясений и откровений согласился с тем, что Господь помимо меня во мне совершил. Насколько Господь выше нас!
А вообще, на мой взгляд, погоня за чудесами - больная, затасканная тема. Всяких там сверкающих блямбочек, подобного "добра" под конец света будет сколько хочешь, именно этим сатана и ведёт людей в подчинение себе.
Чудо - в человеке: "В человеке вижу тайну богословия". В Православии человек - главная ценность, и когда от него отводят вектор в какую-то другую сторону и говорят: "Ищи вон там, рядом", - это ложь. Как говорил Христос: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка" (Мф. 12. 39). Меня больно поразила книга "Чудеса ХХ века". Я вообще не понимаю, зачем эта книга нужна. Если кто-то считает, что через это можно прийти к серьёзной вере, то я думаю, что это ошибка. Наверное, такие люди есть. Но я говорю, исходя из личного опыта: ни один человек на моей памяти не пришёл к вере потому, что увидел чудо.
Обратных, негативных последствий погони за чудесами я видел массу - людей, находящихся в истерии, в прелести, в состоянии подмены ценностей. Потому что чудо, не связанное с покаянием и преображением, - это явление вне меня, и изначально я прикован к тому, что вне меня, я там себя реализую, а сам стою в запустении. Это всё равно, что уйти из своего дома и подметать улицу годика два, а потом вернуться и удивиться: "Слушайте, почему в доме бардак? Я же на улице подметал! Почему тараканы, почему крысы дохлые лежат, почему воняет?"
Бывают чудеса безусловные, но их немного. Мы знаем библейские чудеса, которые приводили людей к Богу, но, увы, это исключение. Воскрес Христос! Какие знамения ещё нужны? Если ты не веришь в Воскресение, сонм ангелов явится к тебе, будет петь - ты не станешь лучше. Да, у тебя психика загрузится, ты будешь пребывать в эйфории, может, светиться начнёшь, но лучше не станешь.
Если человек не вместил Воскресения, всё остальное - профанация, та, на которой часто строится иллюзорный замок подобия христианской жизни. Лукавый уже поймал тебя, увёл от себя, от Христа и зациклил на второстепенных вещах. Когда ко мне приходят с горящими глазами и говорят: "Батюшка, опять икона замироточила!", я спрашиваю: "Что, кто-то от этого к лучшему изменился, больше любить стал, свой грех глубже чувствовать?" Если "да", то слава Богу! Но я не вижу этого. Масса чудес вокруг, значительных, всем известных, я уже не говорю о тех, которые происходят в пределах храма, епархии. Но плоды тогда покажите! Нет плодов. Любви мало, терпимости мало, жертвенности мало.
Как-то в Нерюнгри приезжали литераторы из Союза писателей России, вроде все воцерковлённые, благословение брали, но разговор зашёл - оказалось, чудес ищут. Я говорю: "Не чудо ли то, что в нашем храме 95%, и даже больше - вчерашние безбожники, те, кто не только в Бога не верил, но боялся гроба как конца всего. А сейчас мы стоим и понимаем, что есть то, что делает нас уже здесь счастливыми, что Бог нам Отец, Спаситель, Друг и Он с нами. Вот настоящее чудо! Человек внутри поменялся. Как сын блудный - был потерян и нашёлся, погибал, но спасётся".
Ещё раз скажу: главное чудо произошло - Христос среди нас!

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО КРЕЩЕНИЯ

Иерей Владимир Севрюков, настоятель Айхальского православного прихода в честь Рождества Христова, служит там всего шесть с половиной лет. В Айхале нет канонического храма, только молитвенный дом, но разве не чудо, что община в небольшом алмазном посёлке живёт такой полноценной христианской жизнью? Отец Владимир взрослых крестит только после бесед и исповеди, что помогает новоначальным воцерковляться. Есть в храме библиотека и видеотека. Батюшка совершает миссионерские поездки. Через общину жители Айхала оказывают благотворительную помощь соседним сёлам, в которых народ живёт очень бедно. Совместно с администрацией приход кормит в своей трапезной бомжей.
А разве не чудо, что в воскресной школе такого маленького посёлка занимается около 80 детей! Причём заботится о. Владимир не только о духовном здоровье и благополучии ребятишек и их родителей, но и о телесном. В этом ему помогает руководство горно-обогатительного комбината (градообразующего предприятия Айхала). ГОК выделил автобус, который в воскресные дни объезжает посёлок, собирает детей и везёт их в храм для Причастия. Зимой, в сильнейшие морозы маленькие прихожане не промерзают на остановках, а потому какое-то время могут побыть на Литургии. Главная радость батюшки - это дети. Он рассказывает:

- Когда я только начал служить, прискорбно было видеть, что на службе практически нет младенцев и детей. Но с каждым годом, Слава Богу, детей всё больше. Кто-то, окрестив ребятишек, начинает их на Причастие носить, кто-то, сам придя к вере, с детьми приходит, кто-то берёт благословение на то, чтобы родить, и в основном эти дети - в храме. Очень много было случаев чудесных, связанных с рождением.
У нас хорошие отношения с врачом-педиатром, Татьяной Петровной Шапкиной, которая принимает детей после родов. Она добрейший, самоотверженный человек. Часто случалось, что после появления ребёнка на свет она звонила и говорила: "Отец Владимир, младенец безнадёжный, давайте его окрестим". Я сразу приходил, мы совершали над ним ускоренное таинство крещения (есть специальный краткий чин). Дня два проходит, она мне говорит: "Это мой самый лучший пациент стал". Слава Богу, после такого крещения не было ни одной смерти! Таинство Крещения, в котором благодать Божия "немощные врачующая и оскудевающыя восполняющая", совершает это чудо - дети остаются живы. Таких случаев было много, и происходят они постоянно.
К сказанному раньше сегодня о. Владимир добавил:
- Месяца четыре назад я крестил, как мне сказали, безнадёжного младенца. Он лежал с каким-то полиэтиленовым пакетом на голове, весь в трубках. Когда я его кропил святой водой, он даже не вздрагивал. И что же? Живой, слава Богу!
А на Крещение (19 января) в нынешнем году при морозе 37? у нас произошло массовое купание, в котором приняли участие не только наши прихожане. Разве не чудо? Около семидесяти человек решились окунуться в прорубь. Причём я объявлял о предстоящем "походе на Иордань" только в храме, а потому многие айхальцы были в обиде на то, что всех не оповестили о предстоящем мероприятии. Мы ожидаем, что в будущем году не менее 200 человек пожелают окунуться в крещенской проруби.
Но самая верная, трезвая позиция - не искать чуда. Стремление к нему - это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Настоящее Божие чудо происходит тогда, когда душа человека готова его понять и принять, готова поверить в Бога, пойти за Ним. И тогда в помощь ей Господь посылает и избавление от опасности, помощь в трудной ситуации и даже исцеление. Великие чудеса Божии окружают человека от рождения до самой смерти, можно даже сказать, что человек живёт внутри Божиего чуда, имя которому - сотворённый мир.

С НАМИ БОГ!

Настоятель якутского Преображенского храма протоиерей Игорь Золотухин был предельно краток. Он сказал:
- Есть одно чудо - Бог с нами. Другого не знаю. С нами Бог!
Я желаю, чтобы каждый из нас жил этим чудом, переживал его в своём сердце как предельное счастье и радовался ему!

Марина ГОРИНОВА.

Hosted by uCoz