МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Чистая вода 

Ганс ХРИСТИАНИН Андерсен

или

Что взрослые хотели скрыть от детей

Вы верите в чудеса? Или это всё сказки? В сказке чудо происходит только при невероятных обстоятельствах, которых не бывает в реальной жизни. Нет у тебя волшебной палочки, лампы Алладина, сапог-скороходов, цветика-семицветика - нет и чуда. Правда, случается, что под Новый год в дом забредает настоящий живой Дед Мороз, но дети как-то быстро начинают замечать знакомый красный (ещё с католического Рождества) нос соседа или папины тапочки, а потому вместе с подарками получают первое разочарование и из детства выносят твёрдое убеждение: чудес не бывает. Да и само чудо стараниями взрослых часто воспринимается ребятишками как возможность исполнения материального желания.
Но всё-таки есть чудо в нашей жизни. И происходит оно не только в сказках. Ну разве не чудо, что родившийся 200 лет назад в маленьком датском городке Ганс Христиан Андерсен живёт вместе с героями своих книг, наверное, в каждом российском доме. От его присутствия наши дома становятся светлее и теплее. Потому что великий сказочник учит детей и взрослых совершать чудеса. Для этого не надо никакой магии, нужно просто научиться сочувствовать, любить и прощать.
Наверное, любая мама, верующая в Бога, рано или поздно задумывается над тем, что читать ребёнку. Какие же сказки проповедуют христианские ценности - победу добра над злом, но не физической силой, а самым верным оружием: смирением, жертвенностью, терпением, кротостью, отзывчивостью, любовью к людям и к родному дому? И вот, когда я вспомнила о сказках Андерсена, то поняла, что более христианских по духу произведений в этом жанре, наверное, нет. Вы помните? "Дюймовочка", "Русалочка", "Дикие лебеди", "Гадкий утёнок", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик". Во всех этих историях главные герои побеждают зло христовой любовью, приносящей себя в жертву, бескорыстной, сострадательной, верной и вечной.
Например, для того, чтобы спасти своих братьев, надо голыми руками связать им из жгучей крапивы рубахи, вытерпеть клевету и непонимание, а главное, непрестанно молиться. Для того, чтобы противостоять злым чарам, надо быть как Элиза: "Девушка была так набожна и невинна, что даже колдовство никак не могло подействовать на неё". А для того, чтобы стать лебедем, надо так же, как гадкий утёнок, принять свою внешность: "Слава Богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!"
Даже в том виде, в каком сказки Андерсена дошли до советских читателей, они несли христианскую этику. Да, да, как это ни смешно, но даже детские книжки в недавние времена подлежали цензуре. Я обнаружила это, когда мне в руки попала книга Ганса Христиана Андерсена "Сказки и истории" в двух томах, 1975 года издания, выпущенная в Кишинёве. Их содержание значительно полнее, чем привычные нам варианты этих сказок.
Хотите знать, что скрыли от детей бдительные хранители коммунистической морали? Восстановим некоторые фрагменты.

РУСАЛОЧКА: УКРАДЕННОЕ УТЕШЕНИЕ

Хочу поделиться своими детскими впечатлениями (хотя, наверное, это было уже отрочество), которые остались от прочтения "Русалочки". Эта сказка, на мой взгляд, много потеряла от сокращения. Я отчетливо помню ощущение глухой скорби и даже отчаянное чувство, вызванное её финалом. "Зачем? Где смысл этих страданий и жертв? Его нет. Да, принц (не зная этого) обрёл счастье ценой жизни Русалочки, и она... Да, она утешалась тем, что любимому, благодаря ей, хорошо. Но если смотреть со стороны, то чем это могло быть оправдано? Ничем. Принц счастлив, а Русалка - такая хорошая и положительная - погибла". Какой абсурдный и беспросветный конец! Но только не в сказке Андерсена.
Русалочка полюбила принца и стала расспрашивать у своей бабушки о людях. Та ей ответила: "...Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем... У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живёт вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо..." Русалочка спросила: "Неужели же я никак не могу обрести бессмертную душу?"
- Можешь, - сказала бабушка, - пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою".
И ведь в конце сказки, когда принц женился на принцессе, Русалочка не стала морской пеной, а поднялась над ней и увидела бесплотных дочерей воздуха, лёгких и прозрачных. Тело её стало таким же, и она спросила: "К кому я иду?" Воздушные создания ответили, что к ним. "У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами... Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!"
- Через триста лет мы войдем в Божье Царство!
- Может быть и раньше! - прошептала одна из дочерей воздуха. - Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.
Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!"
После своей смерти Русалочка не исчезла, благодаря своим страданиям и жертвам, и получила новый смысл своего существования - вот чем заканчивается эта сказка у Андерсена.

СНЕЖНУЮ КОРОЛЕВУ ПОБЕДИЛА МОЛИТВА

К счастью, эта сказка от сокращения совершенно не утратила своего христианского духа. А началось всё так.
Дьявол смастерил зеркало, в котором доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а негодное и безобразное становилось ярче и хуже. Все люди отражались в нём в искажённом виде. Когда тролли захотели добраться до неба, чтоб посмеяться над ангелами и Творцом, зеркало упало на землю и вдребезги разбилось на миллиарды осколков, которые попадали в глаза и сердца людям. Из их числа был и Кай. На одной из прогулок он решил пошалить и прицепился к саням Снежной королевы. Когда она помчала его за город, мальчик испугался. И знаете, что в этот момент он пытался вспомнить? "Кай весь дрожал, хотел прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умножения".
Одна Герда, любившая Кая, как сестра, не отчаялась и отправилась на поиски друга. Отправилась без малейших приготовлений в случайно отчалившей лодке. За всё время путешествия Герда смиренно, без ропота и сожалений принимала каждое обстоятельство, будь то холод, сырость, боль или нападение разбойников. И когда олень уже на севере попросил финку изготовить для девочки питьё, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей, чтоб одолеть Снежную королеву, та ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в её милом, невинном сердечке". Затем олень оставил Герду одну в саду Снежной королевы, без рукавиц и без башмаков. Навстречу ей вышли передовые отряды королевского войска.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец, девочка добралась до чертогов Снежной королевы". Войдя в ворота дворца, Герда "прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули". Вот так маленькая девочка, вооружившись смирением и молитвой, спасла от смерти своего названного братца. Герда и Кай тронулись в обратный путь.
"Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного городка. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: так же тикали часы, так же двигалась часовая стрелка. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!"
Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут... Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето!"

"КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" ЗА АНДЕРСЕНА

Недавно по каналу "Культура" прошла очередная "Культурная революция". Она была посвящена странной теме: "Сказки Андерсена детям читать не надо". Психоаналитик, которая отстаивала это мнение, говорила, что его сказки злые, поскольку в них говорится о смерти ("Девочка со спичками", "Стойкий оловянный солдатик"). Она убеждала, что факт смертности человека нужно скрывать от ребёнка как можно дольше. Ей возражали (а надо сказать, что оппонентов было большинство): "Никто не сказал, что смерть ужасна. Она заканчивает жизненный цикл, и конец этот хорош лишь в одном случае: если ты в жизни умел преодолеть, победить зло". Именно этому должен научиться каждый ребёнок в детстве. Андерсен учит тому, что конец временной жизни неизбежен, и значение имеет то, кем ты был: стойким оловянным солдатиком или свиньёй-копилкой.
А ещё Андерсен учит тому, как совершать чудеса. Всё просто: надо только научиться по-детски плакать слезами Герды, плакать над чужим горем, сопереживать. Слёзы, вызванные любовью и сочувствием, вымоют из наших глаз весь сор - эгоизм, гордость, зло, зависть, равнодушие, жадность; и только такими глазами мы сможем увидеть людей и мир настоящими, в их Божественной красоте. Одна слезинка и взрослого ребёнка сможет растопить застывшее сердце любого Кая.

Екатерина СОФРОНЕЕВА.

Hosted by uCoz