МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Званый гость 

Когда небо становится ближе

Беседа с диаконом Андреем КУРАЕВЫМ*

Что, по-Вашему, чудо? И вообще, играют ли чудеса какую-то роль в жизни верующего человека?
Я думаю, каждый человек обречён на то, чтобы воспроизводить ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришёл не через чудеса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сю пору я не склонен ставить чудеса во главе духовной жизни.
Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя её, какой у неё замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность Православия или христианства.
<...> Главное чудо, которое может произойти в мире, это не переставление гор с места на место в буквальном смысле слова, а переставление "гор своих грехов", пристрастий, привычек. Христос не говорит, "блаженны творящие чудеса", но "блаженны милующие". В Православии главное - это изменение твоего внутреннего мира. <...>
Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются. <...> Например, рокеры. С точки зрения церкви, более отдаленных от неё людей нет. В массовом церковном сознании существует мнение, что рок - это сатанизм, дебилизм, разврат, наркомания... И вдруг люди, которые этой музыкой живут - Юрий Шевчук или лидер группы "Агата Кристи" - сегодня позиционируют себя как православные. Когда даже из этого мира идут какие-то религиозные токи, это, на мой взгляд, тоже чудо. <...>
Возникает вопрос, зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?
Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия, встреченности, неодиночества. Путь к встрече не через чудеса пролегает, но чудеса оказываются на церковном языке знамениями того, что эта встреча состоялась. Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные.
С одной стороны, Церковь не придаёт большого значения чудесам. Нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного.
С другой стороны, каждая наша молитва - это молитва о чуде. <...> Но при этом православный человек, когда молится о чём бы то ни было, начиная с того, что "хлеб наш насущный дай нам днесь" и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он, в конце концов, завершает свою молитву неким смягчающим обращением: "Впрочем, да будет воля Твоя, Господи".
В этом существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духовным миром, и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что Тот, к Кому он обращается, бесконечно выше его, поэтому человек просит, а не диктует Богу свою волю. <...>
Существуют чудеса, которые, например, признаются и наукой, такие, как Туринская Плащаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, когда не признаётся наукой.
Величайшее чудо - это существование мира, существование жизни человека. И существование жизни признаётся наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса. <...> Видите ли, Бог христиан - это Бог тактичный: Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии не чудесами вытягивал веру, но в ответ на веру творил чудеса. <...>
Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?
Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости "инстанции", творящие чудо. А они опять же различны. Что и происходит во всевозможных сектах. <...>

Беседовал Павел СЕЛЕЗНЁВ.

*Отрывки из интервью "Обыкновенное чудо". Журнал "Фома".Печатается по книге "Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?"
Hosted by uCoz