|
||
Новый номер |
||
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят" |
||
|
||
Архив |
||
|
||
О газете | ||
|
||
Якутские шрифты | ||
|
||
Ссылки | ||
|
||
Гостевая книга |
|
||
В прошлом номере мы писали об основоположнике изобразительного искусства Якутии, исследователе, просветителе и гуманисте, православном христианине, до конца дней своих молившемся Богу, Иване Васильевиче Попове. Сегодня мы с помощью Е.Н. Романовой, доктора исторических наук, заведующей отделом этнологических исследований ИГИ АН РС(Я) кратко расскажем о его подвиге по сохранению якутской культуры. В своём докладе "Иван Васильевич Попов и Якутия: духовная миссия интеллигента"? Екатерина Назаровна сказала:
Его научные записи, карандашные зарисовки, картины, фотографии, этнографические коллекции ещё не собраны воедино, как и не изучен в полной мере авторский мир первого якутского художника-мыслителя. <...>
Даже предварительное знакомство с фольклорно-этнографическими записями художника даёт основание говорить о глубине его исследовательской позиции. Труд, написанный в 1928-1930 гг. на 248 листах, содержит уникальный материал по традиционной и современной культуре народа саха, также здесь можно встретить сведения по православной культуре русских в Якутии, дневниковые записи самого исследователя, его удивительные рассказы-этюды. <...> В автобиографическом очерке он писал: "Зарисовано бол[ее] 1000 як[утских] орнаментов, зарисованы почти все як[утские] постройки, мебель, посуда, намогильные памятники и пр. в пределах 200-300 л[истов]... Веду этнографические записи (около 3000 названий)..."
Широко известна его деятельность и в обществе "Саха Кэскилэ", где он вёл большую исследовательскую работу. <...> П.А. Ойунский писал: "т. Попов сейчас занят составлением якутского календаря, также записывает якутскую народную медицину, изучает язык сновидений, знахарство, предвидение". Якутский писатель не раз обращался к Ивану Васильевичу за помощью при переводе народного эпоса-олонхо, ведь Попов был прекрасным знатоком якутского фольклора.
Следует заметить, что художник в своих записях отразил богатое фольклорное наследие народа саха: это мифы и загадки, календарные песни и легенды и т.д. Особый интерес представляют до сих пор малоизученные области якутской этнографии, такие, как запреты, приметы, этикетные ситуации, гадания, символический язык сновидений, шаманские обряды и религиозные верования. <...> Его интерес к народной медицине, уникальные материалы по лечению различных болезней, как людей, так и домашнего скота с помощью "якутских средств" (лекарственных трав, прижиганий и пр.), открывают самостоятельное научное направление в якутской этнографии. Кроме этого, Иван Васильевич в течение многих лет собирал якутские орнаменты с различных предметов культуры: посуды, одежды, утвари, упряжи, культовых атрибутов.
<...> Становление этнографического музееведения было также связано с деятельностью И.В. Попова. <...> Именно благодаря И.В. Попову, впервые в столь полной мере искусные творения якутских мастеров, предметы повседневного якутского быта были представлены за границей, став, таким образом, достоянием мировой сокровищницы человечества. <...> В одном из своих писем И.В. Попов упоминает о более чем 500 рисунках карандашом, тушью и акварелью для "Истории Якутского искусства в рисунках"... По всей видимости, это был труд всей его жизни.
Иван Васильевич Попов является пионером аудиовизуальной этнографии, или антропологии. <...> Посредством изобразительных средств, а именно фотосъёмки, Иван Васильевич Попов фиксирует мир якутской действительности. Фотографии И.В. Попова обрели сегодня самостоятельную жизнь и стали национальными раритетами. <...>
Полный текст доклада Е.Н. Романовой читайте в сборнике, выпущенном по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения И.В. Попова: "Иван Васильевич Попов. Искусство и наука равноценны". - Якутск, 2004.
В оформлении номера использованы произведения И.В. Попова