МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

 Справочник неофита 

В КАЖДОМ ИЗ НАС СИДИТ ЯЗЫЧНИК

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Евангелие от Матфея, гл. 6. <ї ИПБ, 2001>

НАС СОБЛАЗНЯЮТ КАК АДАМА И ЕВУ

В каждом человеке живёт по природе христианин и язычник. И приняв крещение, никто не становится христианином автоматически. Может быть, кого-то удивит, если я скажу, что среди тех, кто исповедует православие, остаётся формально в Церкви, исполняя все внешние её обряды и предписания (приходит в храм Божий, ставит свечи, прикладывается к иконам и даже исповедуется и причащается), есть настоящие язычники.
Язычество - это ведь не многобожие, не жертвоприношения, в общем, - экзотика. Суть его в том, что народы ("языки", по-славянски) заменили "истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца" (Рим.1, 25). Было бы наивно предполагать, что язычество ограничивается теми или иными верами, обрядами и даже временами - это особое мышление, менталитет. Мало назвать себя православным, необходимо избавиться от психологии язычника, которая всем нам в какой-то мере свойственна.
Из Библии известно, что грехопадение первых людей - это не просто "плохой поступок". Через грех изменилась сама природа человеческая. Образ мыслей, желания, дух, душа, тело - всё потерпело страшную катастрофу, и каждый из нас несёт в себе её последствия. В чём суть грехопадения? Человек, вместо внутренней работы, целью которой было уподобление Богу, предпочёл путь магии. "Будете как боги", - пообещал змей первым людям, когда совращал их на грех (Быт. 3, 5). "К чему трудиться, когда можно получить всё задаром, Бог зол и завистлив, поэтому и запретил вкушать плоды от древа познания добра и зла", - вот оно нехитрое, но обольстительное языческое богословие, предложенное диаволом. Адам и Ева соблазнились и пали, но тот же соблазн стоит перед каждым из нас.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, К КОМУ ТЫ ИДЁШЬ И ЗАЧЕМ

Взять хотя бы распространённое ныне у многих желание быстрого духовного роста без настоящей внутренней работы (прощения обид, терпения замечаний и житейских трудностей), магически, механически, только потому, что я исполняю всё, "что положено": исповедуюсь, причащаюсь, вкушаю святыню, пощусь, молюсь и т.п. Всё это необходимые средства спасения, но приносят плоды только тогда, когда человеком движет горячая потребность измениться, чтобы стать ближе Христу, приобщиться Господу.
А разве не соблазн язычества представлять себе Бога как грозного Судью, чуть ли не полицейского с дубинкой, наказывающего за любые проступки, Который только и ищет, за что бы тебя отправить в геенну. "Стой спокойно, а то Боженька тебя накажет!", - стучат по мозгам ребёнку нетерпеливые прихожанки. Как может человек захотеть пойти к такому Богу? Непонятно... Понятно, к сожалению, другое: как он будет вести себя со своей семьёй и со своими близкими, если он станет подражать такому Богу.
Нередко мы замечаем, что наши интересы и желания сосредоточены вовсе не на Боге и жажде небесного, а на языческом стремлении к земным благам и процветанию, которого нам Господь в Евангелии никогда не обещал. Ведь именно это принципиально отличает православие от язычества: вектор движения - к Богу и святости, или - к земле и насущным потребностям. Сам Бог язычнику вовсе не нужен, не интересен - ему важно получить от Него просимое. Православие говорит, что невозможно обрести счастье помимо Бога, что сам Бог является счастьем, язычник же земное счастье делает богом.
А как мы относимся к Вечности? Если православный христианин знает, что телу после смерти человека уже ничего не надо, тогда как душа усопшего нуждается в молитвенной помощи, то почему же мы совершаем безобразные языческие тризны на могилах своих близких? Или наливаем мёртвому стаканчик. Или пытаемся сунуть в гроб очёчки, чулочки, даже деньги, видимо, в расчёте на то, что бесы в аду берут взятки, и при этом зовём священника для отпевания. Это же натуральное язычество!

СУЕВЕРИЕ - ЭТО ПОДМЕНА БОГА, ЭТО УХОД ОТ НЕГО

Другой стороной проблемы является язычество в православии в своем неприкрытом виде. Как правило, это связано с невежеством, причём некоторые умудряются своей необразованностью ещё и гордиться.
Опрос, проведённый среди москвичей социологическим центром МГУ, показал, что в гороскопы верят 26% православных. Среди христиан верят в колдовство, порчу и дурной глаз 47%, в спиритизм 18%. В дьявола при этом верит только 32%. Численность верящих в колдовство, порчу, дурной глаз почти одинакова среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%) и снижается только среди бывающих в церкви редко - 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41% и 40%). Ещё ниже она среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, всё должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы среди посещающих церковь еженедельно 34%; 2-3 раза в месяц - 39%, 1 раз в месяц - 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше - 16%. Парадокс: распространённость суеверий и оккультизма среди христиан прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими храмов.
Почти во всех языческих верованиях присутствует знание о том, что Бог один, но по разным причинам люди либо не хотят, либо не могут к Нему обращаться (Бог жесток, Ему нет до нас дела, Он нас не слышит и т.д.). Нередко с такой психологией живут и некоторые наши прихожане. Достаточно посмотреть, кому человек чаще других читает каноны и акафисты, да и вообще молится - Господу Иисусу Христу, Богородице или святым, а то ещё и каким-нибудь "старчикам". Конечно, почитание святых не только обязанность, но и радость каждого православного, тем не менее, мы должны правильно расставлять акценты в своей духовной и молитвенной жизни. Кстати, этому нас учит... утреннее и вечернее молитвенное правило.
Отношение к святыням тоже нередко приобретает оттенок скорее язычества и магии, нежели покаяния и веры. Святыня превращается в фетиш. Касается это нередко и самой главной святыни - Причастия. "Я исповедуюсь и причащаюсь = Я становлюсь лучше и спасаюсь" - вот формула, которой иные нередко руководствуются в духовной жизни. Но ставить здесь знак равенства - грубая ошибка. То, что я участвую в церковных Таинствах, призвано помочь становлению моей души во Христе, а признак этого становления - смирение от видения себя и своих грехов. Причём выражается это смирение вполне конкретно - в отношениях со своими близкими и, прежде всего, в семье. Если я не первый год исповедуюсь и причащаюсь, но так и не научился терпеть малейших замечаний от своих домашних, то стоит всерьёз задуматься, в какую меру я даю возможность этой святыне во мне действовать и о той цели, ради которой я этой святыне причащаюсь.
Коль скоро мы знаем, что только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином, то должны стараться язычество своё не только в себе замечать, но и искоренять, потому что "раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лук.12. 47-48).

Иерей Роман МАТЮКОВ.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских,
г. Алдан.

Hosted by uCoz