МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО РИФМОВАТЬ?

Я не люблю «духовную» поэзию. Я люблю поэзию НАСТОЯЩУЮ, потому что именно это поэтическое качество создаёт в стихотворении пространство, которое превышает трёхмерное, и одно только способно вместить Дух Истины. Дурно (или прилично не суть важно) зарифмованные благочестивые банальности вызывают у меня, кроме аллергии и оскомины от недоброкачественного «продукта» (часто ещё и завёрнутого в аляповатый фантик), вопрос: «Зачем? Зачем надо было ЭТО рифмовать? Ну, что за страсть такая?»
Не знаю, как объяснить (пыталась много раз и безуспешно): если текст нафарширован словами «добро», «любовь», «красота», «Бог», «Христос», «Дух Святой», «молитва» (а у православных ещё и многочисленными «свечами», «колоколами», «храмами», «покаянием», «грехами» и, упаси Господь, «Святой Русью»), это совсем не значит, что перед нами нечто этих слов достойное, им соответствующее. Само слово «добро» ещё никому добра не принесло. Слово «любовь» любовью не согреет. Слово «красота» не пробуждает в нас восторга или упоения того, которое рождает красота. И за словом «Бог» не так уж редко оказывается Его прямая противоположность (такой, знаете ли, дьявольский камуфляж!) Вот этих камуфляжных «стихов» навалом.
Но есть поэзия! И именно она дарует уникальную возможность подлинного ПЕРЕЖИВАНИЯ того, что эти и все другие слова для человека означают. Они неожиданным образом (и только таким) складываются в строку, которая вдруг открывает нам что-то НОВОЕ о мире, о людях, о природе, о себе. Главное о себе. Как? Никто не объяснит. Как происходит чудо? Неважно. Главное, чужая мысль, чувство, переживание, запечатленные в слове, эхом отзываются в нашем сердце. Это возможно только тогда, когда никакого покрова прелести лишь обнажённая, открытая, точнее, открывшаяся внезапно правда преображения. Она волной окатывает читателя, заставляя и его взволноваться.
И неважно о чём идёт речь (о жучке-паучке, разлуке, встрече с любимым), настоящая поэзия это всегда преображение. Часто оно даётся больно как тем, в ком чудо происходит, так и тем, кто спит, но, разбуженный пробившимся к сердцу лучом, вдруг замечает мрак, уродство, ложь собственной души и в то же время красоту красоту преображённого творческим (для верующего Божественным) светом мира, внутреннего и внешнего. Так пожухлая, иссушенная горячим солнцем пшеница оживает после бурного ливня, поднимая к солнцу свои колосья, налитые радостью и силой, сбросив последние капли небесной влаги (или слёз).
Стихи Натальи Тереховой не для тех, кто спит, видит прелестные сны и не хочет просыпаться. Они для тех, кто, так же как она, пытается честно смотреть правде (то есть Богу) в лицо. Жить, дышать, думать, любить, говорить под взглядом Божиим трудно. Ещё труднее выразить пережитое. Это удаётся очень немногим. Для этого мало того, что составляет фундамент любого искусства (и чего катастрофически не хватает в «духовной поэзии»), художественного мастерства. Для этого мало редкой способности ВИДЕТЬ, примечать едва заметные чёрточки, морщинки, рубцы на лице жизни, мимо которых, как в тумане, проходит большинство из нас. Для этого нужно ещё и СОГЛАСИЕ БОГА. А оно отражается или выражается в СОВЕРШЕНСТВЕ стиховом, поэтическом. Чем ближе к совершенству тем выше поэзия, тем больше, насыщеннее реальное присутствие Божие в слове. Это не субъективно. Есть объективные законы духовного мира. И искусства тоже.
Наверное, стихи Натальи Тереховой несовершенны, но хороши. В них подлинность переживаний души, алчущей Бога. Яркие образы, зримые метафоры, неожиданные сравнения, оживляющие мысль, это знак Господа (или таким образом проявленная МИЛОСТЬ). Знак того, что этим стихам можно верить, потому что они свидетельствуют искренне и правдиво о красоте верующей души.
Надеюсь, этот стихотворный гостинец будет по вкусу многим. А в ком-то поможет хороший вкус сформировать.

И.Д.

Наталья Терехова жена священника и мать четырёх детей. Как пишет сама Наталья: «С автобиографией сложности всего 2 строки; потом биография мужа, а я за ним. Мы в 18 лет поженились. Потом он учился в Хабаровске, потом работал в Нерюнгри, потом стал священником Метания по городам и весям как объяснить?»
Родилась она в 1970 г. на Южном Урале. Школу закончила в Нерюнгри. Работала в детском саду г. Хабаровска и заочно училась. Закончила педагогический институт по специальности методист, преподаватель дошкольной психологии и педагогики. С 1998 г. живёт в Алдане. Преподаёт в воскресной школе, ведёт изостудию в Доме Детства. Пишет стихи и прозу. Растит детей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЛЬЮИСУ
Я жду, когда наступит утро.
И Дух Его разбудит тени.
И взглянет прямо и премудро
Противовесом всех сомнений.
Когда лучи обнимут горы,
Сорвав туманные завесы,
Сбив паутинные затворы
С ресниц очнувшегося леса, 
Наполнят воздух ликованьем
И глубиной, и смыслом зримым,
И нежным радостным сияньем
Родным и вряд ли объяснимым.
И будет день. Без грёз, без фальши.
Без колдовского перламутра.
Без жажды убежать подальше.
Я жду. Когда наступит утро?
МАТУШКИНЫ
Мой принц не даст мне ничего 
Ни звёзд, ни трепетных цветов.
Он воздыханья моего не слышит.
Мой принц не даст мне ничего 
В один из зимних вечеров
Он не сонеты пламенные пишет.

И под апрельскою луной
Он не со мной.
Он не со мной.

Я исколола пальцы в кровь,
Чиня колготки детворе.
Мне музыкой их сонное дыханье.
Такая тихая любовь
Рождается не на земле 
Что ей тогда земные испытанья?
 
Надеясь, веруя, любя,
Я вечно буду ждать тебя.
* * *
Мир наполнен детскими слезами.
Я причастна злу. Оно  меж нами.
Медлит Царь пророчества исполнить.
Я причастна злу  мне надо помнить.
«Новостями» захлебнувшись, плачу.
Я причастна злу, никак иначе.

Тоненькой былинкой слабосильной
К пажитям тянусь родным, обильным.
Но на мне  и пыль, и гниль, и пятна 
Примет ли мой Царь меня обратно???
* * *
Наши танцы любви  далеко, далеко.
Лучше встретиться взглядом на миг, на шаг.
Открывается сердцу легко-легко
Опрокинутым небом твоя душа.
Нет тоски по Сан-Ремо  всё снег да лес...
Наш очаг согревает, теснясь вокруг
Беспокойной стаей, в цыпках и без,
Общежитие тёплых ребячьих рук.
Нам диктует любовь каждый день  своё.
Пусть слезами омыты её цветы.
Я надеюсь, что мы навсегда вдвоём
Даже если  с разных сторон Черты.
НОЧНАЯ МОЛИТВА
Не поднять темноты покров 
Жаль.
Обжигает привычных слов
Сталь.
Разрушает вечных снегов   
Вязь.
Открывает слепых шагов
Связь.
И от чуда колени дрожат
Вновь.
Как премудрость Твоя страшна
И  любовь.
Я готова теперь на сто
Гроз 
Дар оброненных на Восток 
Слёз.
МЕТЕЛЬ
Крупинки бьют в лицо.
Не упадёт, не ляжет,
Не успокоит взора 
Мечущийся дым.
То сломит деревцо,
То рукавом помашет,
То схватит за подол 
Котёнком озорным.
И клочковатый пёс 
Случайный собеседник 
Стремглав несётся прочь,
Судьбу свою коря.
И молодой мороз,
Метелицы наследник,
Уже туманит ночь
Дыханьем января.
АЛДАНСКОЙ ВЕСНЕ
Сугробов серые барханы
Осели, источая пар.
И склоны обнажают раны,
Приемля солнца щедрый дар.
К закату ниже и плотнее
Слоёный мартовский пирог
С углём и хламом, что пестреет
В размытых впадинах дорог.
Лохмотья нищенки, сестрица,
Напрасно прячешь от меня 
Печная сажа растворится
Капелью солнечного дня;
Оттаявшую примешь лиру 
И запоёшь, когда трезвон
Пасхальный потечёт по миру,
О камни разбивая сон
Столетних льдов, покой взрывая
И дремоту ленивых вежд.
Мир станет отголоском рая
И исполнением надежд.
ЗИМУШКА
Палочкой взмахнула, приморозила,
Улеглась под фонарями  россыпью,
На домишки скуфии набросила,
Шубы барские с пуховой проседью.
Все ухабы, ямы, червоточины
Выровняла, спрятала до времени. 
Как невесты в терема заточены,
Сопки спят под белотканным бременем.
Ах, игуменья, царица-зимушка!
Мягкою ты будешь или лютою?
Как снегами согнутая ивушка,
Глубиной твоею сердце кутаю.
* * *
Первый день великого поста.
Небо и земля сровнялись белой
Неоплаканною, огрубелой
Тканью исповедного листа
Всё в природе замерло до срока.
Плачь, бездомная душа моя.
Горе нам. Мы потеряли Бога 
В бесконечной спешке бытия.
МУЖУ
Улетай за границы земных царств,
С незнакомцем случайным дели кров,
Пей из чаши горькой людских мытарств 
Я с тобою. Во мне твоя кровь.

Лоскуты чёрно-белых твоих дорог
Шиты нитью девичьих моих снов.
И в молитве тайной твоей меж строк
Есть дыхание тихих моих слов.

Мы в ладонях тёплых родной земли,
Под одною матушкою-луной.
Знаешь, даже звёздные корабли,
Обгорая, рвутся домой, домой. 

Говори  готова всегда молчать.
Ждать  украдкой  вот постучишь в окно.
Так надёжно и сладко тебе знать:
Я зажгла лампадку давным-давно.
НАЧАЛО ИНДИКТА
Асфальтирует крыши дождь.
Год обратный включил отсчёт.
Пахнет штормом ночным  ну что ж, 
Всё несбывшееся  не в счёт.
Обезумел сентябрь от слёз.
Жатвой страшной доволен Марс.
Откровенья нагих берёз 
Обратил он в бесстыдный фарс.
Кто-то в сумерках плачет вновь.
Утешением вторит лес.
Необъявленная любовь 
Снова всходит на крест, на крест. 
В багрянице рябинный клир 
Умирающий год отпоёт.
Зацеловано небо до дыр.
В них печаль свою осень прольёт.
МУЖУ
Ясноглазый мой батюшка
За заснеженной далью
Дарит зрение страждущим
Вечно новой скрижалью.
Ясноглазый мой батюшка
Ходит тропкой нехоженой,
До рассвета разбуженный,
До заката встревоженный.
Испытуя терпение,
Стопы к дому направит.
Все развеет сомнения,
Все ошибки исправит.
СЧАСТЬЕ
Вот оно, рядом  потрогай!
Бабочки первой неверный полёт,
Майского неба оттаявший лёд 
Это немыслимо много!
Вот оно прячется  слышишь?
В мачтах обветренных голых теплиц,
В шуме весёлом разбойниц-синиц 
Так, неразбавленным,  дышишь.
Вот оно, хрупкое, бьётся 
Солнечным бликом на детской щеке,
Талым подснежником в тёплой руке,
Жжёт, озорует, смеётся!
Вспышка. Эмоции, страсти 
Сердце вот-вот разорвётся.
Лёгкой слезою сорвётся 
Глупое женское счастье.
О БЛУДНОМ СЫНЕ
Болею разделением времён.
Опять на шпалы полуночный ветер
Надует снег. Никто на этом свете
Не даст мне карты судеб и имён.

Спуститься в сумрак будничных глубин,
Помои пить, рыдать как можно тише
И бреши не искать в бетонной крыше  
Нам вреден свет без мудрости седин.

Когда в зрачках мелькнёт кристаллом соль 
И близость преисподней выжжет брови,
Мы станем трезвыми без драки и без крови, 
Мы станем сильными, вынашивая боль.

Тогда обнимет скорбный наш удел
Пречистых рук незримая ограда,
Мы вырвемся из собственного ада,
Судьбы своей перешагнув предел.
НАВСЕГДА?
Запоздалой утренней звездой
Сквозь озябшие обветренные крыши
Упаду, не тронув твой покой 
Не увидишь, не узнаешь, не услышишь.
Как я рада  серенький рассвет
Со смирением и мудростью встречаешь.
Между нами  сотни тысяч  лет 
Не увидишь, не услышишь, не узнаешь.
Мой любимый, я тебе спою
Песню тихую с осеннею листвою.
В сумрачном неведомом краю 
Я с тобою, я с тобою, я  с  тобою!
Так случилось  мы молчим теперь.
Не обманешь, не подденешь, не обидишь.
За меня молись. Закрыта дверь 
Не узнаешь, не услышишь, не увидишь. 
* * *
Кто ждёт у золотых ступеней?..
Там воздух плотен, как хрусталь,  
И полон славословным пеньем,
И в вышних многолика даль.
Меня не вспомнит страж Пресветлый
У входа в Царственный чертог,
Пред устием реки заветной,
Хранящей времени поток.
Подхватит ветерок случайный
Мой разлохмаченный хитон,
Прочь унесёт от главной Тайны,
От света Отчего. Мой дом 
В стране неясных отношений,
В долине призрачных надежд,
И необдуманных решений,
И образованных невежд.
Я не копилка добродея.
Я погибаю каждый час.
И с каждым часом холодеют 
В гостиной ходики у нас.
Hosted by uCoz