МОЛОДЕЖНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Издается по благославлению архиепископа Якутского и Ленского Зосимы
Новый номер
№4(18) октябрь 2006
"На обиженных воду возят"
Архив
номера рубрики
2006
 №3 (17) июнь
 №2 (16) март
 №1 (15) январь
2005
 №4 (14) октябрь
 №3 (13) июнь
 №2 (12) апрель
 №1 (11) март
2004
 №6 (10) декабрь
 №5 (9) ноябрь
 №4 (8) октябрь
2003
 №2 (2) май
 №1 (1) апрель
О газете
Якутские шрифты
Ссылки
Гостевая книга

Rambler's Top100

ЧТО В ТЕБЕ ТВОЕГО?

В молодости я не любила, когда при знакомстве люди начинали выяснять подробности жизни: где учишься, кем работаешь, кто родители, где живёшь... Мне казалось, что эти сведения не дают общаться свободно, потому что мы начинаем смотреть друг на друга сквозь тёмные, искажающие очки стереотипов, штампов, трафаретов.
Ну, например, ты говоришь, что учишься в кулинарном училище, и к тебе одно отношение, рассказываешь, что заканчиваешь МГУ, другое. А чего стоит подзабытое, но некогда популярное деление на физиков и лириков? От тебя не только ждут, но требуют соответствия профессии, социальному статусу и т.д. Если ты таксист, к тебе относятся, как к таксисту, если журналист как к журналисту. А если человек в ваши стандарты не помещается и помещаться не хочет?!
Стыдно признаться, но я развлекалась враньём. Сочиняла о себе байки и наблюдала, как из собеседника лезут все эти навязанные ему предвзятости. Лишь с одним я совладать не могла всегда оставалась (и с удовольствием!) женского рода. Наверное, любая женщина знает: когда мужчине не хватает знаний, профессионализма, просто ума, как только у него заканчиваются аргументы, он вспоминает о том, что ты иначе физиологически устроена и называет тебя, к примеру, поэтЭССОЙ. Нет, нет, я не феминистка, Боже упаси, но придуманное ими понятие «гендер», означающее пол не в биологическом, а в социокультурном аспекте, имеет основания. Этот самый гендер включает в себя все те штампы, которые есть в данное конкретное время, в данном конкретном обществе, у данного конкретного народа в понимании роли, места, способностей, предназначения и т.д. мужчин и женщин. Знакомо?
А сколько стереотипов, причём, естественно, ложных встречала я в отношении верующих, священства, монашества? Да что встречала ИМЕЛА. Доказывать, что мы не такие уж дремучие, ограниченные, невежественные, глядя в снисходительные лица тех, кто ничуть не более я не стану. Но скажите, вы когда-нибудь задумывались над тем, что в вас есть СВОЕГО? Не напяленного временем, не навязанного телевизором, не предопределенного местом жительства и национальной принадлежностью, своего?
Как ни парадоксально, но опрос студентов (с. 6), в который раз поразивший отсутствием элементарной логики, косвенно подтвердил научные данные, приведённые московским психолингвистом Н.В. Уфимцевой (очень рекомендую: с. 3-5). Студенты заявляют, что для них важно чувствовать принадлежность к родной культуре (причём для некоторых ТОЛЬКО к ней, поскольку чужие им не нужны), и в то же время признают, что их внутренний мир формируют СМИ, реклама, интернет, видео- и кинофильмы, т.е. идеологическая продукция явно не «местного» производства. Вот удивительно! Какая иллюзия! Но, если верить науке, всё верно. Просто ядро сознания человека настолько прочно, что образ мира в той или иной культуре может сохраняться даже при такой массированной агрессии чужой и чуждой среды, её представлений и ценностей, т.е. при попытках тотальной перезагрузки.
Значит ли это, что все мы живём в Матрице , передающей как эстафету некий этнокультурный импульс? Да, в каком-то смысле, это Матрица, транслирующая набор форм, обеспечивающих жизнеспособность человечества, нации и отдельного человека. Поэтому разрушение любой традиции небезопасно для самого существования того или иного народа. Но настоящая Матрица, в том смысле, в каком она понимается создателями знаменитых фильмов и диаконом Андреем Кураевым, как всегда совершенно неожиданно их увидевшим (с. 8-13), это иллюзия! Иллюзия в отношении себя, других людей и мира.
Если я верю в гороскопы я пленник Матрицы; если я одержим идеей успеха я пленник Матрицы; если я несчастен от того, что у меня нет сапог или семьи, как у соседа, героя фильма, попзвезды я пленник Матрицы; если я зациклен на своём здоровье я пленник Матрицы; если я страдаю от того что у меня фигура, не как у Барби или Кена я пленник Матрицы; если я верю во что-то только потому, что такова религиозная традиция моего народа я пленник Матрицы; если я отвергаю культуру других народов я пленник Матрицы.
Прочтите материал в рубрике «Комментарий психолога» (с. 7) после кураевского, через эту призму, и вы увидите, что большинство из нас живёт по навязанным Матрицей схемам, и если вдруг обнаруживает, что в них тесно или неуютно, воспринимает это как трагедию, от которой надо избавиться.
Отец Андрей предлагает другое проснуться. Выйти за границы навязанных нам мыслей, желаний, стремлений. Освободиться из плена Матрицы. Осознать свою зависимость от условий и условностей времени, от обстоятельств жизни, а значит, стать свободными, как наш земляк Иван Васильевич Попов (о нём читайте на с. 18-21). Был ли он самобытен? Конечно!
Многие наши ошибки и заблуждения проистекают из ложно понятого чувства национальной гордости. Глупо гордиться тем, что по воле случая или Бога (кто во что верит) ты родился в том или ином народе. Надо ЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ТВОЙ НАРОД МОГ ГОРДИТЬСЯ ТОБОЙ. Человеческое бытие не существует в автоматическом режиме. ЖИТЬ САМОБЫТНО ЗНАЧИТ ПОСТОЯННО НАХОДИТЬСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, ТАМ, ГДЕ ЖИВУТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ «ВЕЩИ» БЛАГО, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, ЧЕСТЬ, УМ. Все они держатся, как говорил замечательный философ Мераб Мамардашвили, только на волне человеческого усилия. Нет таких специфических усилий и нет человека.
«В Евангелии, писал он, кроме известных всем заповедей, которые философы называют обычно исторической частью Евангелия, есть лишь одна действительная заповедь. Отец заповедовал нам вечную жизнь и свободу. То есть обязал нас к вечной жизни и свободе. Мы вечны, если живы, и нужно идти к тому, чего в принципе нельзя знать. А на это способны только свободные существа. И само это движение есть проявление свободы».

Ирина ДМИТРИЕВА.

Hosted by uCoz